Когда началась война, мой прадедушка Владимир Артемьевич Хренов за недостатком лет не сразу попал в армию, ведь ему исполнилось всего шестнадцать. Но однажды ему выпал случай: в 1942 году от завода его с товарищем командировали в Челябинск на тракторный завод для получения газогенераторных установок. Приехали они в Челябинск, а тут как раз был объявлен очередной набор. Вот они прямиком и пошли в Сталинский военкомат и были определены в учебный полк, в стрелковую роту. Там прадедушка приписал себе два года, так как на фронт тогда брали только с 18 лет. Правда, задержался в стрелковой роте он недолго. Как воздух нужна была наглядная агитация, а из всей роты лишь мой прадедушка оказался с семилеткой, и по воле случая он стал оформлять и выпускать боевые листы. Здесь он неожиданно отличился, и его отправили посыльным в штаб с пакетом. Генерал, едва раскрыв пакет и прочитав донесение, дал ему команду отправляться с эшелоном в Тюмень. В пакете, оказывается, было ходатайство о направлении В.А. Хренова на учебу в 1-е Тюменское пехотное училище. На одном из учебных мероприятий батальон, в котором он служил, отличился, и его перевели в Кержач, где формировалась одна из первых наших десантных частей — 5-я гвардейская отдельная военно-десантная бригада (с нее началась легендарная история десантных войск).
Сначала по ускоренной программе отрабатывались наземные прыжки (без парашюта) со столбов шестиметровой высоты. Качество прыжков оценивалось по отпечаткам следов. Страховки не было, но, видимо, сама атмосфера настолько мобилизовала человеческие способности, что не было ни единого несчастного случая. Чуть позже прыгали с парашютом с аэростата, потом с самолета. Учили боевому искусству.
Вся учеба уложилась в четыре месяца. А в сентябре 1943 года уже последовала первая выброска десанта в тыл врага, в район города Черкассы, где была великая битва за Днепр… Эта выброска была неудачной: фашисты были предупреждены о десанте, поэтому подготовились к встрече заранее. Из-за обстрела зенитными ракетами самолетов и десанта, а также по неопытности летчиков выброска была произведена с большим превышением высоты (вместо 300 — с 3000 метров). Десант оказался разбросанным на большой территории. Мой прадедушка трое суток ходил по лесу в поисках своих. Ему очень хотелось пить. В дома к местным жителям заходить было опасно, так как за ними наблюдали фашисты. Надо было выбрать момент и с риском для себя заговорить с жителями поселка, чтобы разузнать обстановку и подкрепиться. Украинцы помогли моему прадедушке, напоили его водой, дали свежую одежду и описали обстановку в поселке. Немного отдохнув, Володя пошел искать своих.
Благодаря помощи партизан, с которыми он встретился в лесу, боевая задача была все-таки выполнена: подорваны намеченные мосты, железнодорожные полотна и шоссейные дороги, взяты фашистские гарнизоны, захвачен плацдарм… Руководил той первой десантной операцией член Военного совета, генерал-майор Громов, а командиром бригады был Сидарчук. Говорят, что когда доложили Сталину о неудачном десантировании под Черкассами, его реакция была неожиданной. Он просто сказал, что мы еще не научились выбрасывать ночной десант. И заметил, что десантниками было очень много сделано после того, как им удалось сгруппироваться. Очень многих своих бойцов потеряла в той операции 5-я десантная бригада, от ее состава осталось меньше половины. Но до сих пор бередят занозой душу моего родного ветерана воспоминания о потере друга — Коли Ашихмина. Мой прадедушка Владимир Артемьевич был первым номером их пулеметного расчета, а Коля — вторым: заряжал пулеметную ленту. Оба молодые, отважные, воевали плечом к плечу… Когда фашисты обстреливали пулеметчиков, то весь удар принимал на себя именно первый номер. Прадедушка рассказывал мне, как в том роковом бою он кричит: «Коля, давай патроны! Еще! Еще!..» — а в ответ тишина… Поворачивается, а его боевой друг смертельно ранен. Весь ужас потери был осознан позже, когда срочно приказали менять позицию и пришлось вытаскивать на себе убитого друга. До сих пор мой прадедушка со слезами на глазах рассказывает эту историю и не находит ответа на вопрос, почему пуля настигла именно второй номер из их пары?
Потом, в 1944 году в составе вновь сформированной бригады сержант Хренов был переброшен в леса под Минск на уничтожение (как тогда говорили) немецких банд, окруженных и осевших там. А Победу мой прадедушка встретил в Москве: его как раз послали в командировку ВДВ для получения техники (двигателей для машин). Именно в это время объявили о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Демобилизовался только 8 марта 1947 года. «На войне было трудно, страшно, но Родину надо было защищать от врага, и поэтому отвага и смелость всегда одерживали верх», — говорит мой прадедушка.
Как память о войне у него бережно хранятся награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орден Отечественной войны и другие. Но главной он считает медаль «За отвагу». Она получена за конкретную операцию, когда с группой десантников он прикрывал минеров, которые работали на железнодорожных путях. Только встали они на пост, как появилась дрезина с фашистами. Выхода не было, кроме как завязать неравный бой…
Мой прадедушка редко рассказывает о войне, так как больно ему вспоминать о потере друзей, лишениях и трудных испытаниях в молодые годы. Но всегда с особенной теплотой и уважением он объясняет, что настоящая Победа ковалась в тылу — там, где сутками стояли у станков дети и женщины. Так, его будущая жена и моя прабабушка, когда началась война, была еще маленькой, ей едва исполнилось 14 лет. Но в то трудное время не хватало рабочих рук на производстве, и поэтому в 1942 году она пошла работать на военный завод № 309 в Чапаевске (Самарская область). Сначала работала в медсанчасти. Ее профессия называлась загадочно и красиво — «хинизатор», от названия таблеток хины, которые она раздавала от малярии всем на заводе. А потом Гранечку отправили в инструментальный цех, в котором изготавливали иглы для проведения испытаний снарядов, работала на станке токарем. Я горжусь своими героическими прадедушкой и прабабушкой! Ведь они — мои родные — это живая история нашей страны, это великий вклад в общую великую Победу!