Мы смотрели по телевизору Парад Победы. Эта традиция соблюдается в нашей семье неукоснительно. Куда бы мы ни отправились, где бы ни находились, смотреть парад – обязательно. В тот раз мы были всей семьей на даче. И вот, после того, как парад закончился, мама сказала:
- А я, когда училась во втором классе, написала сочинение про бескозырку своего деда, и оно было таким удачным, что меня даже наградили грамотой.
- Разве твой дед был моряком?
- Да, он воевал с японцами. После моего сочинения учительница попросила пригласить моего деда на классный час, выступить перед ребятами и рассказать о войне. Когда я слушала его рассказы, я испытывала удивление, потому что всегда думала, что раз дед воевал с японцами, то он не был на войне, или был на какой-то другой войне.
- Мама, а какой он был?
- Странный, мне так казалось. Очень властный, его семья для него - это все, так он стремился защитить всех.
Больше мама ничего не рассказала. Но эта история запомнилась мне, и я решила собрать все сведения об Иване Яковлевиче, так звали прадеда. Родился он в селе Пронькино Бугурусланского района Оренбургской области 16 апреля 1927 года. Когда началась война, ему было 14 лет, а в 16 он ушел на фронт, был призван на Дальневосточный фронт в морскую пехоту. Из воспоминаний родственников я узнала, что прадед много раз рассказывал историю своего ранения. Во время боя осколком его ранило в шею, от большой потери крови он потерял сознание и очнулся от того, что почувствовал: кто-то тащит его на себе, зажав рукой место ранения. Этим спасителем оказался его ротный командир. Он же помог вытащить осколок, застрявший под самым ухом.
О других моментах войны - сражениях, битвах, прадед не любил рассказывать. Его награды говорили сами за себя. Когда закончилась война, Ивану Яковлевичу исполнилось 18 лет.
В тяжелые послевоенные годы всем было трудно. Вернувшись в родную деревню, прадед не застал там почти никого из своих близких - отец и мать умерли, из пятерых старших братьев с фронта вернулся только он один. Решение отправиться в Магнитогорск возникло у него не случайно. Он с детства привык к крестьянскому труду, но его всегда привлекали разные механизмы, машины.
В 1949 году Иван Яковлевич устроился работать на Магнитогорский металлургический комбинат. Сначала подсобным рабочим, потом выучился на водителя экскаватора. Магнитогорский рудник - то предприятие, которому прадед посвятил всю свою жизнь. В статье газеты «Магнитогорский металл» за 1972 год, которую я нашла в Интернете, говорится о почтительном отношении прадеда к своему экскаватору, ведь Иван Яковлевич помогал собирать его своими руками. Человек, у которого золотые руки - это выражение вполне подходит для прадеда. Все родственники в один голос утверждали, что Иван Яковлевич был именно таким. За что бы он ни брался, у него все получалось. Он даже построил загородный дом собственными силами. За помощью к нему обращались не только родственники: приварить кран к садовому баку, починить поливной насос или лыжное крепление, - его талант в обращении с техникой был несомненен. Кроме того он увлекался фотографией, причем в семейных фотографиях сохранились не только портреты и групповые снимки, но и фото живописных видов Урала. Особенно прадеда привлекали горы. Фотографий с места его работы и его любимых экскаваторов осталось также много.
Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло почти 70 лет, но память о тех событиях живёт в каждой семье. И я горда тем, что у меня был такой прадед, который прошёл войну и вынес из этого страшного испытания стальную волю и стремление помогать и защищать своих близких и родных.