Из воспоминаний в книге «Ветераны о войне и о себе» (Трёхгорный, 1997 г.):
- В 1943 году я окончила 7 классов сельской школы и, в связи с тяжёлым материальным положением семьи, пошла работать ученицей стрелочника на станцию Щучье Озеро Казанской железной дороги, а вскоре, в 16 лет, стала работать самостоятельно.
Простая на вид работа оказалась значительно сложнее, чем я думала.
В 1944 году, едва мне исполнилось 17 лет, 1 января вызывают меня в отдел кадров Красноуфимского отделения Казанской железной дороги. В Казани нас обмундировали, выдали автоматы, мне присвоили звание сержанта и назначили на должность младшего техника. Там же был сформирован военно-эксплуатационный отдел (ВЭО-39), куда нас и зачислили. Задачей отдела было двигаться за действующей армией. При освобождении станций, полустанков брать на учёт имущество, оставленное противниками, ремонтировать железнодорожные пути, налаживать нормальное движение поездов, отправлять санитарные поезда с ранеными, разбитой техникой в тыл, принимать эшелоны с людьми, техникой, продовольствием, боеприпасами и другое. Всё это в условиях, когда отступающий враг разрушал железнодорожное хозяйство, когда немецко-фашистская авиация постоянно, до 20 раз в сутки, совершала налёты на прифронтовые коммуникации. Чем ближе подъезжали к прифронтовой полосе, тем больше ужасались разрушениям. Под откосами валялись искореженные, сожженные вагоны, цистерны, танки, машины, паровозы. По обеим сторонам железнодорожного полотна земля была изрыта глубокими воронками от бомб. Станции и полустанки разрушены, а близлежащие деревни и сёла сожжены. Всё это действовало удручающе, появлялся страх…
Не могу забыть и ужасные ночи на Западной Украине. Предатели украинского народа – бандеровцы всячески издевались над своим народом. Днём всё спокойно, все работают, занимаются своими повседневными делами. Ночью берут оружие и целые семьи вырезают – сочувствующих советской власти.
Фронт стремительно двигался на запад. Железнодорожные пути не успевали ремонтировать от постоянных бомбёжек. Командование оставляло ремонтные бригады, но они через некоторое время исчезали. Бандеровцы нападали на рабочих людей, расстреливали, издевались над ними.
Советские войска освободили румынский народ, шли бои в Венгрии за Будапешт. Наш эшелон двигался всё дальше и дальше за войсками второго и третьего Украинских фронтов. Войну мы закончили в Золотой Праге. Народ в Чехословакии очень добродушно встретил нас. Делился всем необходимым солдату. Когда мы уезжали на Родину, чехи провожали нас с флагами, каждый старался угостить продуктами, фруктами. Скандировали: «Наздар, Красная Армия!» и «Наздар, Сталин!»
После Победы домой ехали почти в пустом эшелоне, оставив всех погибших за нашу Родину и за освобождение народа других стран. Мало нас осталось от прежнего спецпоезда ВЭО-39. В Казань прибыли в феврале 1946 года. Нас расформировали.
В 1947 году я вышла замуж за вернувшегося с войны Г.П. Окунцова. В 1968 г. переехали жить в г. Златоуст-30, ныне Трёхгорный-1, в воинскую часть 41013. Воспитали мы двух детей. Дочь работает в Трёхгорном, сын служил в пограничных войсках, участник трёх войн.