21 июня 1941 года в 12 ночи на батарее была объявлена учебная тревога, но в два часа ночи дали отбой. Буквально через полчаса морские дальномеры зафиксировали в районе Констанции летящие в сторону Измаила немецкие самолёты. Была объявлена боевая тревога. Разик остался на батарее. Так для него началась Великая Отечественная война.
28 июня батарея оставила Измаил и двинулась на Одессу, затем в Херсон. В Херсоне дед служил на минном катере. Освобождал Чёрное море от магнитных мин.
Войска отступали. Оставили Керчь. В октябре 1941 года дед на бронекатере участвовал в обороне Новороссийска с моря. Служил какое-то время в морской пехоте. В одном рукопашном бою его ранили. Шесть месяцев провалялся в госпитале. Это было первое ранение, но не последнее. Он был ранен 17 раз и шесть раз лежал в госпитале.
Особенно запомнился деду десант в Керчи.
Рассказ деда
10 января 1944 года я выписался из госпиталя после четвёртого ранения. В это время был сформирован батальон для высадки в районе Керчи. В десанте участвовали речные катера и самоходные баржи. Начался шторм. Баржи имели очень низкие борта, а у моряков боевое снаряжение было примерно 50 кг. Волны смывали моряков, многие тонули. Но член военного совета Приморской дивизии Мехлис приказал: «Только вперёд!» Высадились на берег в 10 утра следующего дня. Из 500 человек десанта осталась половина.
Мокрые и грязные, как черти, но плацдарм взяли. Бежим. Впереди землянка, оказалось - немецкий штаб. Я заскочил в землянку первым и получил пятое ранение в шею, согнулся и следующей очередью убило бежавшего за мной. Я очередью разрядил свой автомат, все немцы были убиты. Мы отогнали немцев на 300-400 метров, задача была выполнена. Сушились в воронке, прикрывшись плащ-палатками. Держались три дня, но поддержка не подошла. Нас осталось 15 человек. Выбирались по берегу. В это время снайпер снял ещё одного из нас, самого молодого. Я уже считался стариком, мне шёл 22-й год. Все были ранены. Собрав последние силы, забросали немцев гранатами, побили из автоматов и вышли к нашим. Раненых перевязали и отправили в госпиталь. Это была моя третья высадка в Керчи, первая в декабре 1941 года. Видимо поэтому Керчь мне снится до сих пор.
После выхода из госпиталя, я до победы воевал в составе Дунайской флотилии. В 1943 году в Запорожье пришли катера с Волги, так как Сталинградская битва закончилась. Были сформированы две флотилии: Дунайская и Пинская. Пинская была отправлена на Берлин, а наша на Вену.
В октябре 1944 года подошли к Белграду, подходы были заминированы. Англичане передали нашему командованию немецкую карту минных полей, поэтому мы спокойно дошли до Тисы (это приток Дуная), и тут под моим катером взорвалась мина. Команду спасли подошедшие катера, я остался жив, а вот ордена мои все ушли на дно.
Победу я праздновал в Вене.