За свои 87 лет он многое повидал и пережил, и я думаю, что самые страшные и тяжелые - это воспоминания о войне, участником которой ему пришлось быть.
До начала войны Зинат Сулейманович был уже семейным человеком, в 1940 году у него родилась дочь (сестра моего дедушки). Жили они в деревне Мухаметово, мой прадед был председателем колхоза. В 1941 году Карабашским горвоенкоматом он был призван на службу.
Во время Великой Отечественной войны он воевал в районе города Керчь, и когда весной 1942 года немецко-фашистские войска перешли в наступление на Керченском полуострове, мой прадед, как и другие солдаты и местные жители, вынужден был держать оборону в Аджимушкайских каменоломнях. В это время мой прадед был ранен, и эта рана напоминала о себе еще очень долго. Каменоломни не были подготовлены для долговременной осады: не было больших запасов пищи, медикаментов, оружия и боеприпасов и особенно не хватало пресной воды. Именно при попытке добыть пресную воду мой прадед был схвачен немцами и попал в плен. Пленные выполняли тяжелую, грязную работу. Осенью 1943 года район Аджимушкайских каменоломен был освобождён. Пленные оказались на свободе.
Пережив войну, голод, холод, оставшись в живых, прадед вернулся в родную деревню, но так как он был в плену, в глазах своих односельчан он не был победителем, считался предателем. Поэтому почти ничего не рассказывал своей семье о тех событиях. У прадеда были награды (это видно на фото), а в какие годы и за что – информации нет. Знаю только, что прадед очень ими гордился.
О прабабушке
Во время войны тяжело было не только на фронте. В тылу было нисколько не легче. Я думаю мою прабабушку и дедушкину сестру смело можно назвать тружениками тыла. Моя бабушка Саукабаева Хамдия родилась в 1914 году в многодетной семье, в 16 лет вышла замуж за моего прадеда Зината, и когда он ушел на войну, она с ребенком осталась в деревне. Да, они были далеко от мест, где шли бои, но в мыслях всегда были со своими мужьями, отцами, братьями.