МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Фашисты сожгли людей заживо

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Одним из участников войны был мой прадед - Горбук Федор Иванович. До войны он работал начальником отдела кадров на заводе. В 1941 году его призвали на фронт, кончилась мирная трудовая жизнь.

Мой прадед. Горбук Федор Иванович. 1905 г.р. Фото военного времени.

Много дорог прошагал мой прадед, воевал на 1-м Украинском фронте рядовым первой гвардейской артиллерийской дивизии. Для ремонта военной техники нужны были запасные части. Мой прадед с бойцами пробирался к подбитым танкам противника, снимал узлы и детали и устанавливал их на свои после подгонки и расточки. Вот где пригодились навыки токаря, полученные в мирное время.

В ноябре 1943 года прадед был контужен, долго лечился в госпитале, вновь вернулся на фронт и воевал до конца войны.

В домашнем архиве нашей семьи хранится Благодарственная грамота за подписью командующего войсками 1-го Украинского фронта маршала Советского союза И. Конева. В ней отмечен боевой путь прадеда от Курска до Праги. С любовью и гордостью мы также храним его медали «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За отвагу». Также Федор Иванович награжден орденом Красной Звезды в 1943 году.

Другие герои военного времени - семья моей бабушки Марии. Родилась Маша в военные годы, в 1942 году. Семья проживала в селе Воевичи Кличевского района Бобруйской области. Когда на нашу страну обрушилась война, Белоруссия была оккупирована немцами. Не обошла эта беда и село моей бабушки. Часть местных жителей, в основном, мужчины, ушли в партизанский отряд, который находился в этом же районе, в лесах.

В партизанском отряде воевал мой прадедушка Жудро Владимир Андреевич и прапрадедушка Жудро Андрей. Они совершали внезапные вылазки в тыл врага, наносили ущерб немцам, захватывая «языков», склады с боеприпасами.

Фашисты вошли в село Воевичи. Они выгнали местное население из домов, отправив хозяев жить в сараи. Сами заняли их дома и требовали, чтобы их кормили молоком, яйцами, сметаной, мясом. С непокорными жестоко расправлялись. Несколько человек в деревне были расстреляны. Немцы были и в доме моей бабушки. Она рассказывала, что однажды немец предлагал зеркальце ее брату Николаю и спрашивал: «Где папка? В партизанах?» Коле зеркальце очень нравилось, но отца сын не выдал.

Однажды мою бабушку Марию, маленькую девочку, поставили с матерью к стенке, хотели расстрелять, так как они - семья партизана. Но женщины плакали, умоляли и говорили, что отца ребенка убили, его нет в живых, и немцы их пощадили.

Когда все успокоилось, мама моей бабушки с риском для жизни, под предлогом работы на картофельном поле, которое находилось у леса, брала ребенка (мою бабушку), заворачивала ее в чистую рубашку, кальсоны, запеленывала, и шла к полю у леса, где ждал ее муж. Проверив, что поблизости нет немцев, она уходила в лес, там разворачивала ребенка. Чистое белье она отдавала мужу, а в грязные вещи снова заворачивала ребенка. После этого они возвращались в деревню. Вот так проявлялась забота к родным и близким в то время! Люди жертвовали собой ради любимых!

Периодически немцы уходили из деревни, снова возвращались в нее, и однажды, когда они вновь покинули ее, часть партизан сделала вылазку домой, в свои семьи. В их числе находились мой прадед Жудро Андрей и его брат Тимофей. Но поздней ночью немцы неожиданно вернулись в деревню, и полицаи из числа местных жителей донесли, что в деревне находятся партизаны.

Немцы устроили облаву, и захваченных 30 партизан согнали в общую деревенскую баню, облили ее бензином и подожгли. Фашисты сожгли людей заживо. Таким образом погиб мой прапрадедушка и его брат.

К счастью, прадедушка, сын Андрея Жудро - Владимир, был в это время в отряде и поэтому остался жив. По его рассказам, он жестоко мстил врагам за смерть своего отца и дяди, принимая активное участие во всех боевых выступлениях партизанского отряда

В 1944 году началось отступление немецкой армии. Тогда немцы уже не требовали ни молока, ни яиц, ни мяса. В деревне все было съедено. Им варили картошку, а их командующий каждому солдату выдавал строго по пять картофелин.

Послевоенный голод в Белоруссии вынудил семью моей бабушки переселиться на Урал. В 1953 году семья Жудро переехала в Челябинскую область, в Чесменский район, в село Тарутино на освоение целинных и залежных земель. Моей бабушке, Жудро Марии Владимировне, было тогда восемь лет.

В нашем семейном архивы хранятся фотографии моих прадедов и прапрадедушки. Хотелось бы поделиться ими, показать всем героев моей семьи.

Не так давно сестры моей бабушки посещали город Минск с целью восстановления своей фамильной истории и были приятно удивлены тем, что там находится улица Жудро. Кто знает, может быть так увековечена память моих героических предков, принявших мученическую смерть за освобождение свой Родины.

Слева - прадед Жудро Владимир Андреевич, справа - Жудро Андрей – прапрадед (сожженный немцами). Довоенное фото.

Я очень горжусь своими прадедами, и понимаю, что только благодаря неоценимому вкладу в Победу таких же героев, как и они, мы живем в великой свободной стране с мирным небом над головой по имени Россия.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах