МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

На войне и в тылу наши деды ковали победу

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Нет в нашей стране семьи, судьба которой не прошла бы через испытания в Великой Отечественной войне. Я хочу рассказать о своей семье, ее вкладе в Великую Победу над фашистской Германией.

Из семей моих бабушки и дедушки по папиной линии Александры Михайловны и Геннадия Петровича ушли на фронт воевать четверо мужчин, а из оставшихся дома женщин и детей работали все, не покладая рук.

Мой прадедушка Михаил Григорьевич 1909 года рождения воевал на фронте, несколько раз он был ранен, но домой вернулся живым. Трое из шести братьев моего деда, Геннадия Петровича Солошенко, также воевали. Михаил Петрович 1922 года рождения вернулся с войны и затем работал в мирное время заместителем директора Калибровочного завода. Дмитрий Петрович 1920 года рождения воевал еще на Советско-Финской войне 1939-1940 гг, а затем и в Великой Отечественной. Несколько раз был ранен, но домой вернулся. После войны работал прокурором. Андрей Петрович 1918 года рождения до войны работал учителем. Когда началась война, он ушел на фронт. Его наградили орденом Красной Звезды за доблесть и отвагу. В 1943 году он пропал без вести на Курской дуге. Мой дедушка назвал своего сына (моего папу) в честь своего брата Андреем.

А другой мой прадедушка работал в тылу, как и многие другие советские люди. Я привожу воспоминания своей бабушки по маминой линии Тамары Георгиевны о своем отце, моем прадедушке Георгии Матвеевиче Глушкове. Моя бабушка родилась 12 августа 1934 года. У нее было трудное детство, оно пришлось на военное и послевоенное время. Вот что она рассказала:

«Мой отец - Георгий Матвеевич Глушков, 1913 года рождения. В военные и послевоенные годы он работал на железной дороге города Магнитогорска. Шла война и Магнитогорская станция была очень крупным стратегическим железнодорожным узлом страны. Ведь каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла. Круглые сутки днем и ночью шли груженые составы на фронт под девизом «Все для фронта». А на станцию с фронта прибывали пассажирские поезда с ранеными. Из моего детства того времени мне вспоминается как мы, дети, встречали эти прибывающие поезда. В начале войны их было особенно много. Тогда мы бежали на станцию и помогали взрослым выводить и выносить раненых, и отправлять их в госпиталь. Эти моменты на вокзале были настолько тяжелыми, в воздухе стоял такой крик и плач, что я и сейчас вспоминаю это со слезами на глазах. Понятно, какое это было тяжелое и тревожное время, какая ответственность лежала на руководстве станции. На руководящие посты на железную дорогу отбирали особенно надежных и проверенных людей. Указом правительства они были освобождены от призыва на фронт. Вот так велика была роль и значение железной дороги и люди здесь нужны были особенно надежные и преданные. Работая в те годы, мой отец занимал разные должности, начиная от дежурного по станции, потом диспетчера и до заместителя начальника станции, а временами и начальника станции. Людей не хватало и на плечи руководства ложилась огромная ответственность. Так мой отец нередко почти круглыми сутками находился на работе. И я часто приносила ему еду. Мне очень интересно было смотреть, как он работает диспетчером.

Рабочее место диспетчера находилось высоко на вышке над станцией. С этой высоты обозревалось все огромное железнодорожное полотно узла. Тогда не было такой техники, как сейчас, и только диспетчеру было видно все: где свободные пути, куда можно принять вновь прибывшие составы и с какого пути отправлять вновь сформированные. Только диспетчеру было видно это сложное бесперебойное движение. По его распоряжению формировали составы и отправляли в нужном направлении. Какое нужно было внимание, организованность и знание, ведь станция была огромная, узловая. Я и сейчас, по прошествии стольких лет, еще больше поражаюсь тому, как сложно было работать в это тяжелое военное время, какая нужна была дисциплина и сила духа, чтобы выдержать такую нагрузку. Моего отца три раза отправляли на фронт и три раза возвращали назад потому, что не могли найти ему замену. Я очень горжусь своим отцом. Это было наравне с подвигом на фронте.

Но особенно мне хочется рассказать об одном важном событии из жизни того времени, когда мой отец с большой ответственностью выполнил вот какое поручение. Наш поселок железнодорожников находился на окраине города и каждая семья в эти голодные годы выживала как могла, некоторые не дожили до победы. И вот тогда руководство станции приняло решение для спасения семей организовать и отправить группу сотрудников в житницу того времени – Казахстан, в город Акмолинск обменять вещи, собранные в каждой семье, на муку и пшеницу. Ответственным за это поручение назначили моего отца. Поездка состоялась и удалась. Все что смогли привезти распределили по семьям. Это было настоящее спасение. И тогда многие семьи смогли выжить благодаря этой поездке. Я и сейчас помню, как все радовались, а я радовалась за своего отца».

Глушков Георгий Матвеевич 1980 год. Награды, полученные Глушковым Г.М. за трудовые заслуги.

Мой прадедушка Георгий Матвеевич Глушков был награжден за доблестный труд и трудовые заслуги медалями: медаль «За трудовое отличие», медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». В нашем городе 29 июня 1979 года был открыт монумент «Тыл фронту» в честь подвига работников тыла. В нем увековечили память труженикам тыла в победе над фашизмом.

Я горжусь, что мои прадедушки и прабабушки, а также дедушки и бабушки приближали Победу и на передовой линии, и глубоко в тылу. Очень хочется, чтобы память о них была сохранена и дальше.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах