Родился он в небольшой деревушке в Пермской области (тогда она называлась Молотовской). Мать одна поднимала пятерых детей. Жили трудно. Порой вместо обеда детворе приходилось слышать: "Даже кашу сегодня не из чего сварить". Но когда матери удавалось достать зерна, со всех ног бежал Сашок к соседям попросить на время жернова для помола.
На занятия местная детвора ходила за три километра в другую деревню. Особенно трудно бывало зимой. Одежонка-то никудышная, и Саша порядком промерзал, пока добирался до школы. В холодном классе руки не держали перо, буквы ложились на тетрадный лист вкривь и вкось. Только помещение протапливалось, ребята начинали согреваться, а уж домой пора было идти.
Когда началась война, Саше было пятнадцать лет. Братья ушли на фронт, а он остался работать в колхозе. Через год старший брат демобилизовался после ранения: правая рука практически не действовала. Пришла похоронка на среднего: погиб под Старой Руссой.
Зимой 1942 года дедушке прислали повестку из военкомата. Человек шестьдесят семнадцатилетних парней собрали в райцентре и отправили в учебный гарнизон. Там новоиспеченный боец принял присягу. Военное дело давалось тяжело, занимались с рассвета до заката: разбирали и собирали оружие, бросали гранаты, ходили в наступление, осваивали противогаз. Уставали так, что после отбоя падали и засыпали мертвым сном. Молодой деревенский паренек, мало повидавший в жизни, послушно исполнял все приказания командиров и с нетерпением ждал окончания этого нелегкого испытания. А впереди был фронт... Матушка полей - пехота...
Служил Александр Яковлевич в 124-й стрелковой дивизии и прошел с боями сначала в звании младшего сержанта, а потом – старшины от Мги и Тосно до Хингана. Тысячи километров исходил, тонны земли перелопатил, роя окопы до темноты в глазах, множество раз поднимался в атаку под огнем противника "бронированный" только гимнастеркой.
124-я дивизия формировалась в 1943-м под Ленинградом для участия в прорыве блокады. После разгрома фашистов на этом направлении войска перебросили на Карельский перешеек. В первый же день новой дислокации дивизии фашисты усиленно бомбили позиции. Вместе с однополчанами Александр Яковлевич штурмовал линию Маннергейма. Затем была Восточная Пруссия. Ночью 7 ноября 1944 года дивизия сменяла на передовой другую нашу часть. А утром фашисты в рупор кричали, что пришла 124-я дивизия, и называли имя командира...
Работала и наша разведка. Были специальные подразделения, но нередко вызывали и добровольцев из стоявшей на передовой части и отправляли их за линию фронта. Если взять "языка" не удавалось, на подмогу бросали штрафников. О штрафных батальонах заговорили совсем недавно, но фронтовикам не раз доводилось видеть, как шли они в бой на самых сложных участках фронта, надежно "подстрахованные" заградотрядами. Оружие штрафникам выдавали в траншеях незадолго до сражения.
Когда фашисты сбрасывали с самолетов листовки, наших солдат предупреждали: поднимете хоть листочек - десять лет тюрьмы или штрафбат...
Недалеко от Кенигсберга три советские дивизии, в том числе 124-я, вступили в бой с превосходящими в несколько раз силами противника. Пришлось отступать, потери были огромные. После пополнения часть вновь вернули на передовую. Начался штурм Кенигсберга.
За часовой бой положили практически всю дивизию; вторую траншею, как вспоминает Александр Яковлевич, солдаты брали со слезой. Выбив фашистов из укреплений, пехотинцы вросли в землю намертво...
Вскоре объявили о гитлеровской капитуляции. В этот день весь состав 124-й дивизии сидел за накрытыми столами. Подняли за Победу фронтовые сто граммов. Бойцы были горды и счастливы, заводили разговоры о скором возвращении домой.
Но через неделю часть погрузили в эшелоны и через всю страну повезли на восток. Сжалось сердце Александра Балетинских, когда поезд миновал родную станцию. Высадили дивизию в Монголии. Солдаты разбили недалеко от реки лагерь и стали ждать подхода остальных войск. Пришло пополнение из молодых необстрелянных парней 1927 года рождения. Вот они-то и стали первыми жертвами многодневного перехода через монгольские степи: мучимые жаждой, неопытные парнишки пили много воды из местных водоемов и умирали.
Перешли границу Маньчжурии, начались бои с японцами. Квантунская армия не смогла противостоять натиску советских войск и вскоре была разгромлена.
Александр Яковлевич еще полтора года служил в Монголии. Принимал участие и в параде, который в 1947-м состоялся в Улан-Удэ. Затем войска передислоцировали в Уральский военный округ. Демобилизовался прадедушка в 1948 году.
Пройдя дорогами войны, он был легко ранен. Вспоминая ту "мясорубку", он говорит, что тяжелыми были все бои. И попробовать горького до слез довелось всем - от солдата до генерала. Но люди верили в победу. Он сам, поднимаясь в атаку, кричал: "За Родину! За Сталина!" Там же, на фронте, вступил в комсомол.
На парадном пиджаке у прадедушки блестят награды: медаль "За боевые заслуги", ордена Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.
После войны в деревне было очень тяжело, поэтому решил Александр Яковлевич отправиться на заработки. И в 1953 году приехал в Норильск.
Устроился работать в геологоразведочную партию электриком. Начал зарабатывать первые деньги. А вскоре и жену Мавриду Федоровну привез сюда с малой родины. Сначала жили в палатке. Зимой "квартирка" так вымерзала, что, уходя на работу, самый ценный продукт - лук - они прятали под одеяло. Поскольку прежде Александр никогда с электричеством дела не имел, пришлось все премудрости профессии осваивать с азов. Помогали и более опытные товарищи. Поехав в первый отпуск, накупил он много книг по специальности и упорно штудировал учебники. Исполнительность, аккуратность, добросовестное отношение к труду были замечены, и Александра Яковлевича сначала поставили бригадиром, потом и мастером.
После рождения дочери молодой семье выделили комнату в бараке. Когда же на свет появился сын, дали только что построенную двухкомнатную "хрущевку" в Норильске. Жена попросила Александра Яковлевича подыскать работу в городе. Устроился он на рудник "Заполярный" электрослесарем, а через несколько лет их перевели на рудник "Комсомольский".
Северный трудовой стаж ветерана - 35 лет, из них 25 лет - подземный.
Интерес к жизни, неуспокоенность души, жизненная активность присущи Александру Яковлевичу до сих пор. Незадолго до пенсии он сам попросился на новый участок работы, так как старый уже изучил от и до.
Газета «Заполярный вестник» в 2005 году опубликовала интервью с моим прадедушкой. Вот несколько вопросов – ответов.
- Александр Яковлевич, верится ли, что все, что вобрало в себя слово "война", было с вами?
- Конечно. Тот, кто перенес все эти страдания и мучения, не забудет о них никогда.
- Осталось чувство неприязни, обида на противника?
- Нет. Но немецкий язык до сих пор не люблю. Казалось бы, что уж теперь? Но так фашисты часто и издевательски кричали в рупор с той стороны линии фронта, что выработалось негативное отношение к этой чужой речи.
- Привезли ли вы что-то на память с фронта?
- Нет. А вот из рудника я принес домой красивый кусок породы, отшлифовал его. Храню на память.
- Вам снятся сны о войне?
- Мне чаще о работе сны снятся.
- Вы смотрите военные киноленты? Правду показывают о том времени?
- Смотрю. Но на самом деле все было страшнее и проще.
- Для вас 60-летие Победы - дата особая?
- Конечно, как и для всех, кто пережил войну: и фронтовиков, и тыловиков. Тяжело было всем. Мы защищали Родину под пулями врага, а женщины и дети работали не покладая рук на фронт, на победу. А сколько калек, инвалидов было в стране в послевоенные годы? Дорогой ценой досталась нам победа. И каждое 9 Мая - особый день.
- Как вы отмечаете этот праздник?
- День Победы праздную дома, с семьей. Вместе с норильскими ветеранами войны бываю на торжественных мероприятиях, посвященных этой дате, участвую во встречах со школьниками, молодежью.
- У вас есть "фирменный" рецепт молодости?
- Я не курю и не пью. И стараюсь не конфликтовать с людьми. Если вижу, что мы с собеседником не находим точек соприкосновения, не спорю без толку.
Такой мой прадедушка и я горжусь им!
Автор: Марина Ланчава, 6 "В" класс, МАОУ "СОШ №8" г. Златоуста
Руководитель: учитель МАОУ "СОШ №8" г. Златоуста Акулинкина Татьяна Николаевна