В июле 1936 года он уехал в Москву и там устроился на автозавод имени Сталина в гараж электрокарщиком. В августе 1938 года прадедушка был призван в РККА. Он служил с ноября 1938 года по сентябрь 1940 года.
Участвовал в боях за Халхин-Гол в составе 175-го моторизованного артиллерийского полка (36 ап).
Илья Сергеевич Анисимов (1965 г.).
Историческая справка:
«Полк участвовал в боях с 11.05.1939 по 16.09.1939 г.
В период с 22 по 28 мая 1939 года в районе конфликта сосредотачиваются значительные силы. В составе советско-монгольских войск было 668 штыков, 260 сабель, 58 пулеметов, 20 орудий и 39 бронемашин. Японские силы под командованием полковника Ямагата составляли 1680 штыков, 900 сабель, 75 пулемётов, 18 орудий, 6 - 8 бронемашин и 1 танк.
28 мая японские войска, обладая численным превосходством, перешли в наступление, имея целью окружить противника и отрезать его от переправы на западный берег Халхин-Гола. Советско-монгольские войска отступили, но план окружения сорвался во многом благодаря действиям батареи под командованием старшего лейтенанта Ю.Б. Вахтина.
На следующий день советско-монгольские войска провели контрнаступление, оттеснив японцев на исходные позиции.
Хотя на земле в июне не произошло ни одного столкновения, в небе с 22 мая развернулась воздушная война. Первые столкновения показали преимущество японских авиаторов. Так, за два дня боев советский истребительный полк потерял 15 истребителей, в то время как японская сторона — всего одну машину.
Советское командование приняло радикальные меры. 29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа летчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА Я.В. Смушкевичем. 17 из них были Героями Советского Союза, многие имели боевой опыт войны в Испании и Китае. Они приступили к обучению пилотов, реорганизовали и укрепили систему воздушного наблюдения, оповещения и связи.
Весь июнь советская сторона занималась обустройством обороны на восточном берегу Халхин-Гола и планированием решающего контрнаступления. Для обеспечения господства в воздухе сюда были переброшены новые советские модернизированные истребители И-16 и «Чайка», которыми впервые в мире были применены боевые неуправляемые ракеты «воздух-воздух», позднее использованные для создания систем залпового огня».
Я так подробно описываю события мая – июня 1939 года, потому что Илья Сергеевич часто вспоминал бои с авиацией, когда все гремело и свистело вокруг, а на земле были одни воронки. Прадедушка служил шофером. Именно силами автомобильного транспорта осуществлялось большинство фронтовых перевозок снаряжения и боеприпасов, а также личного состава в прифронтовой зоне. Автомобили использовались в качестве тягачей почти для всех видов артиллерийских систем, в штабной и санитарной службах, и прадедушка должен был быть виртуозным водителем, чтобы объезжать все воронки и доставлять боеприпасы на поле боя.
В одном из таких боев, а именно 6 июня 1939 года, он был ранен осколком в правое плечо. Его отправили на лечение в госпиталь города Иркутска. На правом плече у него была затянувшаяся дырочка от ранения, а сам осколок не смогли удалить, и на протяжении всей жизни иногда это причиняло боль и неприятные ощущения.
После длительного лечения он вернулся обратно в свою часть, а в 1940 году был уволен в долгосрочный отпуск. По прибытии в Москву вновь устроился на автозавод слесарем-сборщиком в цех испытания автомобилей.
21 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Завод продолжал работать. Прадедушка к тому времени зарекомендовал себя как грамотный и квалифицированный специалист.
10 октября 1941 года Государственным Комитетом обороны было принято решение об эвакуации московского автозавода на Восток. С 19 октября началась масштабная эвакуация.
Илья Сергеевич вспоминал, что его отпустили на два часа с завода, и он зашел к двоюродному брату сообщить об эвакуации. (Его родители в это время жили в деревне Михайловское в Калужской области.)
Прадедушка участвовал в демонтаже оборудования, его погрузке на эшелон. Сначала привезли их в Горький. Там они простояли неделю на станции, и далее повезли их на Урал. Привезли их в Миасс. Была суровая зима. Сугробы снега, холодно, никаких корпусов. Специалистов было немного, и руководители предприятия знали всех в лицо. Когда ломались машины, которые прибыли с эшелоном и участвовали в разгрузке и доставке грузов со станции, то прадедушку также привлекали к их ремонту.
Жить их вдвоем с товарищем определили в частный сектор в районе «Рассвета». Хозяйка была хорошая. Они с ней делились пайком, помогали по хозяйству, а она им готовила еду. На работу и с работы сначала ходили пешком, и только иногда их подвозили на машине.
В июне 1942 года он был принят на Миасский автомоторный завод слесарем 7-го разряда.
Историческая справка:
«Каждый день прибывали эшелоны с оборудованием, железнодорожная ветка от станции до строительной площадки была забита вагонами со станками, литьем и комплектующими изделиями. Все, независимо от статуса, участвовали в разгрузке. Не было грузоподъемных механизмов, специальных эстакад, все делалось «на пупе»: укладывали доски, металлические листы, по ним скатывали оборудование. На них же, точно бурлаки на Волге, 30 - 40 мужчин тащили оборудование до производственных корпусов. Многие станки в дороге растряслись, их приводили в порядок ремонтники, освещая рабочее место карбидными лампами.
Из Москвы доставили 14 ЗИСов для перевозки людей на работу. В кузове, рассчитанном на 25 человек, размещалось до 50 рабочих. Под снегом, в метель первое время ездили без навеса, стоя, цепляясь за борта или друг за друга.
Это потом уж коробки придумали. В дальние поселки машины не могли проехать через двухметровые сугробы, и люди добирались домой пешком. Работали круглосуточно, часто оставались ночевать на рабочем месте, накрывшись чем попало.
Вся площадка днем и ночью была в кострах: оттаивали землю. Рыли в мерзлом грунте ямы, устанавливали столбы для линии электропередачи – 144 деревянные опоры за 14 дней! По пятам шли монтажники, всего было проложено 18 километров электролинии. Включили завод в общую систему питания. Потом в моторном цехе стали пол делать: ровняли, заливали бетоном, сушили. Сразу ставили станки и сразу начинали работать. Цеха строились круглосуточно, очень быстро: за три месяца было введено в строй 48 тысяч квадратных метров производственных площадей. Для отопления установили три паровоза. Но тепло от них ощущалось только поблизости. Чтобы согреться, рабочие жгли на металлических листах каменный уголь, дрова. Дышали гарью, маслами.
Трудились в ударном темпе: первый цех автомоторного завода заработал в марте 1942 года, 16 апреля с конвейера сошла первая коробка скоростей. 30 апреля собрали первый уральский автомобильный мотор. В оставшиеся месяцы 1942 года в моторном корпусе было сделано 9430 моторов и 15 375 коробок передач. Они отправлялись в Москву и Горький для установки на автомобили и танки».
В армии мой прадедушка служил шофером, хорошо знал устройство автомобиля и мотора и поэтому он получил броню, как квалифицированный рабочий, и до выхода на пенсию «лечил» сердце мотора – коробку скоростей в современных автомобилях.
Много рассказывал о жизни на уральской земле и трудовых буднях военного времени. А также часто говорил о боях на фронте в Монголии.
Мне было четыре года, когда он умер, но я очень хорошо его помню. Мы с ним играли в домино с картинками, смотрели детские книжки, разговаривали, и когда родители были заняты, он всегда со мной оставался. У нас очень много его фотографий: с коллективом возле цеха «Мотор», с доски почета, на рыбалке с друзьями, с семьей и даже со мной.
Он прожил хорошую жизнь, был всегда справедлив к окружающим, помогал всем, чем мог (садил-копал картошку, косил сено, был старшим по дому, умел починить обувь и подшить валенки, вкусно готовил и т.д.).
Умер он в возрасте 89 лет.
Я очень люблю своего прадедушку и бережно отношусь ко всему, что с ним связано.
Авторы: Александра Ощепкова, ученица 6 «Б» класса, МАОУ МСОШ № 16, г. Миасс; Маргарита Ильинична Хадеева (Анисимова) - бабушка.