«Поверил алгеброй гармонию»
Мне довелось дважды бывать на его выступлениях - в 2012-м и 2013-м годах. Тогда концерты состояли из двух отделений, и в каждом из которых был свой лирический герой. Сначала – разухабистый паренек в цветастой рубахе. Цитирую свой текст семилетней давности: «В первом отделении Алексей Витальевич завоевывает внимание зрителя виртуозными пассажами, узнаваемыми цитатами и музыкально-цирковыми трюками. Ловит воображаемую муху, кладет щеку на правую руку, продолжая извлекать звуки одной левой, играет за спиной и прочее. На большом экране в глубине сцены крупным планом показываются балалайка и руки музыканта. Во втором отделении Архиповский меняет нарядную с рисунком рубашку на черную водолазку с высоким воротником. Экран гаснет, и зрители, почти в полной темноте, видят только инструмент, руки и лицо балалаечника». В этом году музыкант от разухабистого паренька отказался. Не было трюков, ловли мух, игры через голову и прочего. Не было и чумового микса классики, джаза и рока. Все это, хоть и заводит зрителя, но для Алексея Архиповского – давно пройденный этап. На сей раз слушателям была предложена программа, целиком состоящая исключительно из авторских композиций, в том числе совсем новых.
До Архиповского балалаечники во время сольных выступлений просто приставляли к инструменту микрофон. Алексей совершил настоящую революцию, поставив на каждую струну пьезодатчик, преобразующий механические колебания в электрические. После этого было осуществлено многократное усиление звука – «озвучание» балалайки. Естественно, музыкант не смог бы сделать это все один, потребовалась помощь технических специалистов. У истоков долгого пути «озвучания» стоял Валерий Свистунов, один из самых «крутых» гитарных мастеров в России. Впоследствии Архиповский привлек болгарских и английских специалистов. Зал в полном восторге от того, как звучит балалайка, но Алексей считает, что так и не нашел идеальный звук.
- До сих пор этот поиск длится, - признался он во время короткого интервью после концерта. - Очень сложный вопрос, как сопоставить живой звук и электричество. Это такая общая проблема, гитаристы тоже с ней сталкиваются. Кто-то привыкает, а я пока не могу. Поэтому продолжаю работать в этом направлении.
-А чего вам не хватает?
- Очень много всего. Вот сейчас мы ждем преампа, который будет сделан из элементов, лучших в истории музыки. Он начинен английскими лампами 1970-х годов и очень интересными по звукопроводности проводами. Цель – сделать так, чтобы в звуке было меньше электричества и больше акустической информации.
- На каком инструменте вы сейчас играли?
- В челябинской филармонии я играл на инструменте, который не звучал уже пять лет! Иосиф Голинец 1928 года. Обычно на концертах я с балалайкой мастера Налимова 1915 года.
Семья или музыка? И то, и другое!
- За звукорежиссерским пультом, как всегда, была ваша супруга Светлана.
- Больше десяти лет мы работаем вместе. Каждый артист рано или поздно сталкивается с выбором: семья или работа? А нам удалось все это совместить, и это счастье для нас обоих.
- Удается ли вам давать мастер-классы?
- Если честно, то очень редко. И не только потому, что я много концертирую. Дело в том, что людей, перешедших на балалайку такой конструкции, как у меня – в мире единицы. Поймите, это особый инструмент, это уже не балалайка. Другой способ звукоизвлечения, другая манера игры. 15 лет я играл на обычной балалайке сначала в оркестре, потом сольно. Когда свершилась эта маленькая музыкальная революция (Алексей имеет в виду озвучание балалайки – О.Г.), она произошла не только в звуке, но и в технике, и в стиле. Так что я и мой инструмент – особая история. Учить могу, но не многие желают этому учиться.
- Могу вас обрадовать. В Челябинском молодежном театре поставлен спектакль «Давай никуда не улетим, Ежик». Слов там нет, зато звучит ваша музыка. И еще Баха.
- Иногда до меня доходит весточка, что где-то использована моя музыка. А используется она широко – и в документалистике, и в художественных фильмах. В 2017 году в прокат вышел фильм «Салют 7», саундтреком к которому стал ремикс «Золушки». Периодически появляются предложения что-то написать, но я стараюсь избегать таких историй: очень много своей работы.
- Новые произведения пишутся?
- Есть большое количество музыкальных идей, которые потихоньку развиваются. Со временем я их доведу до полной степени готовности. В этом году мы собираемся писать диск.
- Сейчас диски кажутся чем-то архаичным – все же есть в интернете.
- Тем не менее, спрашивают очень часто. В интернете часто качество не очень хорошее. Там куча моих концертов, отснятых на телефон. А хочется студийной записи.
- Вам как композитору хотелось выйти за рамки балалайки? Или у вас в голове музыка звучит только для вашего инструмента?
- У меня в голове музыка звучит вообще не для балалайки. Играю я ней, а внутри себя слышу другие составы. Где-то симфонический оркестр, где-то другие инструменты совсем. Но реализовать все это пока не решаюсь: не доверяю никому.