МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Известный дирижер поделился мнением о челябинском симфоническом оркестре

В потоке людей, событий, информации именно музыка способна остановить, чтобы задуматься, изменить настроение, вдохновить или воодушевить на добрые дела. В новом эпизоде подкаста «Так культурно» – маэстро Николай Хондзинский.

Фото: Н.Пелымская, предоставлено пресс-службой Челябинской областной филармонии

Один из известнейших дирижеров России, основатель и художественный руководитель камерной капеллы «Русская консерватория», дирижёр Мариинского театра и художественный руководитель московского зала «Соборная палата» рассказал о своем пути в профессию, о семейной династии и о современном звучании академической музыки.

На сцене филармонии симфонический оркестр Челябинской области и трио имени Хачатуряна исполнили музыку Тройной концерт Л.Бетховена и Симфонию №1 Я.Сибелиуса. Дирижировал художественный руководитель и дирижёр Камерной капеллы «Русская консерватория» Николай Хондзинский.

Николай Хондинский и Наталья Малышкина на записи подкаста «Так культурно». фото: Екатерина Самойловских

– Вы из музыкальной семьи, и, наверное, у вас не было другого пути, кроме как продолжить династию?

– Я думаю, что нет. Я рос не в тех условиях, когда музыкальное образование было мне навязанным. Все вокруг были пианистами: мама, папа, и сестра. Я очень хотел учиться играть на скрипке и несколько лет были очень успешными и быстрыми. А дальше, меня чуть-чуть передавили, увидев, что ребёнок подаёт большие надежды. Тогда я забастовал и, в принципе, бросил музыку. Так что дальше у меня была абсолютная свобода выбора любой другой профессии, и никто меня уже не заставлял и не пытался вернуть в музыку. Это было исключительно собственное желание.

– Как вам удалось, не закончив музыкальную школу, оказаться в училище им. Гнесиных?

– Я занимался, полтора года готовился к поступлению, что ещё раз доказывает, что все-таки некоторые способности к музыке у меня были.

– Почему вы выбрали дирижирование, если начинали, как скрипач?

– Было несколько сочинений, которые я мечтал продирижировать. Одно из них это «Симфонические танцы» Рахманинова, a второе – «Восьмая симфония» Шостаковича. Мечты сбываются, так что все было не зря.

– А по скрипке скучаете? Берете инструмент в руки?

– Беру, очень скучаю. Для того, чтобы играть на скрипке так, как я хочу, как слышу внутри, нужно заниматься каждый день, а такой возможности нет.. Поэтому, конечно, для меня самым большим таким испытанием было время пандемии. Я занимался много и во время карантина сильно продвинулся, но потом опять начались концерты, и я опять забросил занятия. В общем, как и в любой профессии, надо постоянно поддерживать себя в форме для того, чтобы быть на достойном уровне.

– Вы создали камерную капеллу «Русская консерватория» ещё студентом. Расскажите о ней.

– Пока я учился в консерватории, было мало возможностей выходить к оркестру и решать какие-то творческие задачи как дирижёру. И вот возникла такая идея – собрать коллектив и записать все хоры Шебалина. Мы его реализовали, этот диск вышел в Лондоне, получил большое количество положительных отзывов. Вот с этого началась «Русская консерватория». Дальше вокруг хора был сформирован камерный оркестр, и репертуар был расширен уже на музыку эпохи барокко, в частности, музыку Баха, Зеленки, других крупнейших авторов этой эпохи, где исполнителями были уже и камерный оркестр, и камерный хор, и солисты. Поэтому вот так, с одной достаточно безумной идеи – сделать качественно запись, достойную уровня европейского лейбла – родился коллектив, которым в этом году открыл свой восемнадцатый концертный сезон.

фото: Екатерина Самойловских

– Как у вас родилась идея популяризировать неизвестных композиторов?

– В студенческие годы хотелось о себе заявить. Восстановить историческую справедливость по отношению к незаслуженно забытым шедеврам музыки барокко и русской музыки. Видите, с творчеством Яна Дисмаса Зеленки, крупнейшего баховского современника, сложилось так, что не только в России я впервые исполнил его музыку. Есть сочинения, которые я вообще впервые исполнил, которые я набирал с рукописей.

– Как вы находили те самые произведения?

– В архивах, библиотеках, есть огромный отдел Дрезденской библиотеки, в которой есть большое количество рукописей. Была серьёзная работа с партитурными источниками.

– Николай, нужно ли «осовременивать» музыку, которая была написана сотни лет назад, как вам думается?

– Вопрос «несовременности» не совсем верен или не совсем актуален, особенно я это испытываю при общении с публикой, с аудиторией. Эмоции, которые сопровождают человека на протяжении его жизни, не меняются ни 300 лет назад, ни сегодня. Именно поэтому мне кажется, что для того, чтобы понимать музыку Баха, Вивальди или Рахманинова, или Моцарта, необязательно их «осовременивать», потому что современными для меня в этой музыке являются те эмоции, которые в ней есть.

– Когда вы исполняете то или иное произведение, становитесь ли вы в этот момент, соавтором композитору?

– Конечно. Я не то, чтобы переводчик, но я беру текст, записанный нотами, и интерпретирую его. Безусловно, это не мой текст, это текст автора, и это очень важный момент при работе с музыкой разных стилей. Для меня очень важно, чтобы то, что я делаю стилистически, соответствовало стилистике той или иной эпохи. Но, безусловно, я только соавтор.

– В академической музыке есть место импровизации?

– Конечно и это мне очень нравится, потому что каждое прочтение даже одного и того же концерта Баха, который мы играем не один раз,  будет абсолютно другим. Потому что мы все вместе живём здесь и сейчас, в этот момент и рождается новая музыка.

фото: Екатерина Самойловских

– Как вы находите музыкантов Челябинского государственного симфонического оркестра?

– У нас уже прошла репетиция, и я под большим, очень хорошим впечатлением от того, что в коллективе очень приятная творческая атмосфера. Очень много молодых ребят, которые горят, которые выкладываются. На сегодняшний момент, от наших репетиций у меня очень приятное впечатление. Я слышал об этом коллективе много положительного. Он хоть и  сравнительно молод, но уже имеет очень серьёзную репутацию в крупнейших филармонических заведениях страны. Поэтому у меня максимально приятные позитивные впечатления.

– Последний вопрос. Дирижёрская палочка, она – волшебная? Есть там магия?

– Для слушателей надо сказать, что да. Но в целом, конечно, нет.

– Из какого материала она делается?

– Карбон, по-моему. Вы знаете, палочка – это часто важно, но лишь в ситуации, когда мало репетиций. Или, например, ты понимаешь: чтобы что-то сказать, нужно убрать палочку, потому что руками можно показать больше. В итоге, если есть оркестр, которому ты доверяешь и понимаешь, что на тебя реагируют и за тобой пойдут, то без палочки можно дать больше.

Послушать подкаст можно на следующих платформах:

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах