Эти вопросы обсуждали на пресс-конференции медиахолдинга «Гранада Пресс». По словам Валентины Герасимовой, экономиста, педагога, основателя проекта «День финансовой грамотности», во многих школах на обучение основ финансовой грамотности выделяют 1 час внеурочной деятельности.
«Последний год я тоже решила посвятить работе в школе, чтобы понимать, как это происходит, – говорит спикер. – То, что это стали внедрять, – здорово, жалко, что во времена моего детства такого не было. Конечно, обучение в школе во многом направлено на то, чтобы дети сдали экзамены, а в нашем случае мы говорим о применении этих знаний на практике».
По мнению Валентины Герасимовой, в этих случаях не стоит целиком полагаться на государство, нужна частная инициатива, помощь родителей. «Если бы было все хорошо, то у нас не было бы такого процента закредитованности населения и россияне не отправляли бы такое количество денег мошенникам. Обучение финансовой грамотности в школах относится к внеурочной деятельности, ребенок всегда может сам выбрать, посещать занятия или нет. Но зачастую деньги – это непонятно, а что непонятно, то неинтересно, значит, туда ходить необязательно. Бессмысленно наседать только на ребенка, без родителей тут никуда. Со своей дочкой я начала говорить об этом с двух лет, лучше раньше, чем выпустить в самостоятельную жизнь совершенно неподготовленного ребенка».
По мнению психолога Леонида Филимонова, преподавать финансовую грамотность детям нужно в игровой форме. И здесь очень уместно использовать Life skills. Это набор базовых навыков, которые приобретаются через обучение или жизненный опыт.
«Мы с детьми используем игрушечные монеты, так называемые «смыслики», они могут купить что-то на них или инвестировать в какой-то проект, или даже одолжить другим под проценты. Игра – это всегда интересно, и неважно, сколько ребенку лет, когда он вовлечен в процесс, то он забывает про деньги в хорошем смысле слова. Зачем в этом процессе нужен психолог? Чтобы ребенок понял, что от работы можно получать кайф, а деньги ему в этом будут помогать», – уверен Леонид Филимонов.
Коуч Ольга Снедкова считает, что в школах нужны не только уроки финансовой грамотности, но и коучинга, ведь он учит их быть целеустремленными. К сожалению, большинство выпускников школ не знают, какую профессию они хотели бы получить. Ее мнение перекликается с мнением Валентины Герасимовой: в школе цель одна – получить пятерку, а что дальше?
«В коучинге мы учимся смотреть далеко вперед и применяем технологию обратного планирования. Мы не можем выйти из дома и пойти в «никуда», так должно происходить и в других сферах жизни», – отметила она.
В конечном итоге это поможет современным школьникам стать более целеустремленными, финансово независимыми, а значит, в перспективе избавит компании от кадрового голода. К сожалению, сегодня это одна из злободневных тем.
Все эти вопросы будут обсуждаться и на предстоящей Международной конференции по креативной экономике «Капитал будущего», которая пройдет в середине сентября в Челябинске. Успешными кейсами здесь будут обмениваться спикеры из разных уголков России, а также Белоруссии и Италии.