Среди жертв — юные хоккеисты из челябинской команды «Трактор-73» и школьники, направлявшиеся на сбор ягод в Краснодарский край. В момент столкновения на перегоне 1710 км Транссибирской магистрали находились два состава, перевозившие почти 1200 пассажиров из 45 регионов страны.
Сотрудники госбезопасности стали одними из первых, кто прибыл на место трагедии. Начальник отделения УКГБ по Челябинской области в Аше Алексей Арбузов услышал взрыв около часа ночи. Гигантский огненный шар осветил небо, стёкла в окнах домов посыпались от силы ударной волны. Подполковник понял: произошло что-то серьёзное. Через несколько минут служебный автомобиль с четырьмя сотрудниками уже мчался к месту происшествия.
На подъезде к железнодорожному полотну чекисты встретили первого выжившего — полностью обгоревшего человека, который смог прохрипеть: «Поезд горит... там люди...». Оставив одного из оперативников с пострадавшим для доставки в больницу, трое остальных бросились вперёд. Картина, открывшаяся им, была кошмарной: разорванные вагоны, огонь повсюду, крики и стоны раненых. Офицеры начали спасать тех, кто ещё мог двигаться, используя свои пиджаки как носилки, стаскивая людей с насыпи в безопасное место.
Помощь начала прибывать через полчаса — рабочие металлургического завода, сотрудники милиции, медики. Постепенно началась организованная эвакуация пострадавших. Местность была заболоченной и труднодоступной, поэтому спасательным машинам пришлось пробираться с большими трудностями. Вертолёты забирали тяжелораненых с футбольного поля, которое временно превратили в площадку для эвакуации.
Особую роль в первые часы сыграл машинист грузового поезда № 2412, который, заметив вспышку, отцепил электровоз от цистерн с нефтью и бензином и помчался к месту аварии. Он и его помощник за три рейса вывезли около 500 человек, рискуя жизнью и нарушая инструкции. Их действия стали примером самоотверженности.
Вместе со спасателями на месте работали представители правоохранительных органов и спецслужб. Задача была двойной: оказание помощи и сбор информации для расследования. На следующий день сюда прибыла правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совмина СССР Геннадием Ведерниковым. Позднее на место прилетели Михаил Горбачёв и Николай Рыжков.
Выяснилось, что причиной трагедии стал взрыв газопровода, проходившего рядом с железной дорогой. По версии следствия, труба была повреждена ещё на этапе строительства, что привело к утечке и последующему взрыву мощностью до 300 кг в тротиловом эквиваленте. Ударной волной были разрушены 350 метров путей, сброшены 11 вагонов, а 250 гектаров леса выгорели дотла.
Через шесть лет после катастрофы суд признал виновными девять должностных лиц, ответственных за строительство и обслуживание продуктопровода. Им были предъявлены обвинения по статьям о нарушении правил строительства и халатности. За это время в память о погибших был установлен мемориальный комплекс — высокий обелиск с именами всех жертв, среди которых 327 человек покоились в общей могиле.
Для сотрудников госбезопасности, как и для всех, кто оказался рядом с трагедией, эта ночь стала испытанием на человечность и профессиональную выдержку. В 1990 году начальник Ашинского УКГБ Алексей Арбузов и старший оперуполномоченный Анатолий Трякшин были награждены медалью «За трудовую доблесть» за мужество и самоотверженность в те самые первые часы катастрофы.
Сегодня, более чем через 30 лет, каждый год 4 июня на платформе «1710-й километр» останавливается «Поезд памяти», везущий родственников погибших. Место, где когда-то горела земля, стало символом скорби и памяти.
Ранее по теме: Ветераны челябинского УФСБ вспомнили коллег, ковавших Победу в тылу.