МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Сергей Таскаев: «Факультеты лучше всего знают, что им нужно»

Декан физического факультета ЧелГУ о том, чего не хватает вузу

Сергей Таскаев – один из самых молодых и перспективных ученых Челябинска. В 30 лет  он стал деканом физического факультета ЧелГУ. В 2014 году защитил докторскую диссертацию "Фазовые диаграммы, магнитные, магнитокалорические и магнитомеханические свойства сплавов Гейслера". Именно под руководством Сергея Таскаева были выполнены мультиспектральные исследования фрагментов знаменитого Челябинского метеорита. Автор многих научных публикаций, в том числе в международных изданиях, член авторитетных научных организаций, имеет дипломы и медали за научные разработки свыше 15 международных и российских выставок, руководитель более 30 грантов на НИОКР различных организаций, в том числе трех грантов президента Российской Федерации для молодых ученых, обладатель патентов на  изобретения. 

Каким должен быть ведущий классический вуз региона? Чего не хватает сегодняшним студентам? И, наконец, как сделать так, чтобы система вузовской подготовки работала лучше, говорим с деканом физического факультета, профессором кафедры физики конденсированного состояния, доктором физико-математических наук Сергеем Таскаевым.  

- Сергей Валерьевич, вы учились в ЧелГУ. Как оцениваете свой уровень подготовки? 

- Будучи выпускником 11-го лицея, я по результатам всероссийской олимпиады по физике поступил в МФТИ. Тем не менее, предпочел остаться в Челябинске. Университетом тогда руководил В.Д.Батухтин. Годы спустя, работая с московскими коллегами, я понял, что наш уровень подготовки на тот момент ничуть не уступал столичному. Сейчас ситуация может быть иной, но виноват в этом не столько вуз, сколько система единого государственного экзамена. 

- В чем вы видите ее основные минусы?

- Она нацелена на натаскивание, решение угадаек. Мы в лицее занимались совсем другим – решением нестандартных задач. Учились думать головой. В ЕГЭ есть свои плюсы, но с сожалением приходится констатировать: уровень абитуриентов падает абсолютно по всем направлениям. 

- Тем важнее роль вуза, который должен компенсировать недостатки предвузовской подготовки. 

- Здесь тоже не все так просто. Если человек приходит с достаточными знаниями – это одна ситуация. И совсем другая, когда его надо подтянуть. Очень многое зависит от внутренней мотивации. Если она есть, человек будет заниматься, а если ее нет? У нас были отличники из Челябинска, скатившиеся к четвертому курсу до уровня троечников, несмотря на отличные стартовые позиции. Привыкнув, что все дается просто так, они растеряли весь свой потенциал. И в то же время были ребята из области, понимавшие, что им надо как-то карабкаться, подтягиваться. Получить образование, а не просто диплом. И они с уровня троечников выходили на великолепный результат.  

- Насколько сильна пассионарность в сегодняшних студентах?

- Она есть, но, увы, далеко не у всех. Половина студентов прогуливает лекции, причем по всем факультетам.

- А если администрировать? Карточки, турникеты, электронный дневник, как в школе.  

- Я на приемной комиссии абитуриентам и их родителям всегда говорю: «Высшее образование не обязательно. В университет вас за руку никто не ведет. Приходя к нам, вы приобретаете новую степень свободы». Классного руководителя у нас нет. Но успеваемость контролируется.  

- Не раз было говорено, что ЧелГУ – классический вуз. На ваш взгляд, удалось сохранить эту систему? 

- В полной мере, и это большое достижение. Физических факультетов в вузах Южного Урала несколько, но у нас самый крупный. А биологический факультет вообще единственный. Мы полностью закрываем потребности области в специалистах-биологах. Математический факультет крупнейший – кузница кадров для всех вузов. Историко-филологический один из лучших в России, там есть достижения мирового уровня, тот же самый Аркаим. Факультет лингвистики и перевода – созвездие выдающихся профессионалов, такому кадровому составу позавидует любой вуз РФ. Очень много вещей, которые в течение сорока лет шаг за шагом отрабатывались, и они никуда не делись.  

- Удается ли удерживать ценные кадры?

- Не всегда. Люди могут уходить, если их не слышат, если с ними не ведется диалог. А ведь университет – это, пожалуй, одна из самых демократичных организаций. Ни одно важное управленческое решение не должно приниматься кулуарно. Такая позиция во многом убивает мотивацию у профессорско-преподавательского состава. Горько признавать, но вот вам цифры: падение средств, выделенных по грантам на научные исследования, составило почти 40% за последние годы. Почему это произошло? Не чувствуя себя защищенными, ученые видят в грантах не столько возможности, сколько проблемы.

- На какие проблемы в управлении вузом, на ваш взгляд, стоило бы обратить внимание?

- Про диалог ректората с преподавателями я уже сказал. Никто лучше факультетов не знает, что им нужно. Нужны не амбициозные дорогостоящие проекты, а, в первую очередь, лекционные аудитории. Сейчас их катастрофически не хватает. У нас есть недостроенные корпуса – необходимо довести начатое до конца. Нам как воздух необходима экономическая модель работы вуза, которой сейчас нет. Она должна в полной мере учитывать интересы эффективно работающий факультетов, филиалов, любых подразделений. Только их сотрудники могут дать возможность руководству понять, как нужно развиваться и куда необходимо двигаться.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах