МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Зачем древние художники Южного Урала рисовали мамонта многоногим

Те страницы учебников истории, которые повествуют об изобразительном искусстве каменного века, чаще всего иллюстрируют мамонтами и бизонами, а каких животных наиболее часто рисовали наши предки на стенах знаменитой Игнатиевской пещере, расположенной в Челябинской области?

Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

Команда медиахолдинга «Гранада Пресс» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив продолжает работу над проектом «Пещера». Одним из главных консультантов документального сериала об Игнатиевской пещере выступил доктор исторических наук Владислав Житенев, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ. Именно он приоткрыл тайны нарисованной пещерной живности.

Лошади без головы

— Когда ученые описывают найденные рисунки в Игнатиевской пещере, очень часто используют такой термин, как «зооморфы». Кто это, что это?

— Вообще когда мы говорим о палеолитическом искусстве, о пещерных изображениях, как правило, всё себе представляем несколько не так, как есть на самом деле. Если открыть любой сайт, любой альбом, книгу, посвященные этому явлению, сразу видишь изображения животных. Но на самом деле, если войти в любую пещеру — в подавляющее большинство известных нам пещер, увидите, что более 80 процентов рисунков — это маленькие точки, линии, какие-то пятна, геометрические знаки, а самих фигур животных очень и очень мало. Но, конечно, именно они привлекают наше внимание. И когда мы говорим о зооморфных изображениях, мы собственно говорим об изображениях животных.

— Древний человек рисовал всех животных, с которыми сталкивался?

— Палеолитический человек изображал очень небольшое количество видов животных, которые его окружали. Большую часть представителей животного мира он не рисовал. Например, мы знаем, что человек в палеолите активно охотился на зайцев, но почти никогда не находим в пещерах изображение зайцев — один-два рисунка. Знаем, что человек много и активно охотился на лисиц и на песцов, но их изображений тоже практически нет. То же самое с волками. Очень много животных, которые играли существенную роль в обычной хозяйственно-бытовой его жизни, не находятся в образах ни на стенах пещер, ни на предметах искусства малых форм.

Некоторые пещеры, например, как Капова в Башкирии, имеют очень небольшое количество изображенных животных. Там изображены мамонты, лошади, один бизон, теперь мы знаем еще и изображение верблюда. Из рисунков животных это практически все. Очень редуцированный, лимитированный набор зооморфных образов. А вот Игнатиевская пещера — другая история. Если мы придем туда и посмотрим только ее первый этаж, то тоже почти не увидим рисунков животных. Там есть лошадь, несколько мамонтов — и собственно все. Буквально по пальцам одной руки можно пересчитать такие изображения (по крайней мере, из тех рисунков, которые сохранились до наших дней). А вот если мы поднимемся (точнее проползем) в Дальний зал, там мы увидим гораздо более широкий спектр животных. И самое важное, они мало того, что изображены в разных стилях, так еще и нарисованы одни и те же животные совсем по-разному.

Вход в Игнатиевскую пещеру. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

— Что значит по-разному?

— Например, есть так называемый черный фриз, очень небольшие рисунки которого выполнены древесным углем. Там много лошадей. Но есть лошади с головой, а есть лошади без головы. Причем этих животных именно так изначально и нарисовали.

Мы знаем, что, начиная с эпохи палеолита, у художников — людей, которые понимали, что и зачем они рисуют, существовал принцип Pars pro toto. С латыни это переводится, как части вместо целого. То есть можно нарисовать одну лишь голову животного и за этой головой будет целый образ животного и вся история с ним связанная. Или можно вылепить из глины круп животного или его отдельную лапу — и это тоже будет восприниматься как образ всего животного. Почему в Игнатиевской пещере нарисована целиком вся лошадь, но без головы, мы совершенно не знаем.

— А ученым сегодня понятно, зачем вообще древний художник рисовал?

— Долгое время считалось, что человек тогда рисовал из-за так называемой идеи охотничьей магии. Мол, палеолитические люди были такие недалекие и считали, что главное нарисовать в пещере животное, после чего оно немедленно придет и еще само из шкуры выпрыгнет. Но настоящие охотники очень хорошо знали, что нужно для того, чтобы получить свою добычу, и рисование — это последнее, что необходимо в данном вопросе.

Когда эта «магическая теория» (благодаря, кстати, отечественному ученому — ленинградцу Сергею Николаевичу Замятину) канула в прошлое (по крайней мере, в научной среде), пришла гипотеза мифологической записи с помощью рисунков каких-то идей о возникновении мира, племени, человека. Тогда археологи вместе с палеозоологами, художниками-анималистами обратили внимание на то, что нарисовано очень много животных, которые готовятся стать мамами. Например, кобылы, которые находятся буквально на последних месяцев перед рождением жеребят. Это было очень мило.

Но потом археологи решили, что любая нарисованная лошадь, любое животное, у которого обозначено хорошенькое пузико, находится в ожидании рождения детеныша. В какой-то момент, когда я начинал здесь на Урале заниматься рисунками, посоветовался со своей сестрой, которая плотно и уже давно занимается коневодством, спросив, что она видит на этих рисунках как специалист в области разведения лошадей и художник. И посмотрев на них, она достаточно уверенно заявила, что перед нами совершенно не беременная кобыла, а просто художник нарисовал очень хорошую и здоровую особь. Я вдруг понял, что как городской житель, который не сталкивается с лошадьми в обычной жизни, не понимаю того, что вижу. А вот человек, который рисовал двадцать тысяч лет назад, жил в природе и точно знал, что он рисует, и какую мысль в этом образе хочет передать. И это действительно так. Например, в некоторых европейских пещерах мы видим рисунки, по которым можем определить не только вид и пол животного, но и даже в какой сезон года это животное было изображено. По особенным пятнам на их шкурах, по размеру рог… Потрясающий натурализм. Так что в Игнатиевской пещере, как и в Каповой пещере, мы видим нарисованными очень здоровых особей лошадей, просто идеальных.

Древний мультик

— Кроме лошадей в Игнатиевской пещере там есть изображения мамонтов, других исчезнувших к данному времени животных…

— Мамонты в Игнатиевской пещере нарисованы не рядом с лошадьми и другими животными, а чуть-чуть отдельно. Но если один из них нарисован в типичной манере для палеолитических художников — быстрыми и четкими линиями, в которых мы, безусловно, узнаем мамонта, то другое животное — это что необыкновенное. Этот мамонт тоже нарисован четкими линиями, но при первом взгляде на него тебе кажется, что перед тобой какое-то существо, напоминающее то ли спрута, то ли каракатицу. Огромное количество линий, много ног, и, тем не менее, стиль реалистичный и образ мамонта узнаваемый.

Эта долина напротив Игнатиевской пещеры десятки тысяч лет назад выглядела совсем по-другому. Леса не было, а по местности, напоминающей саванну, бродили мамонты, носороги и лошади, которых и изображали древние художники. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

И здесь нельзя не упомянуть еще об одной параллели Игнатиевской пещеры с зарубежными пещерами. Дело в том, что у ряда палеолитических (именно пещерных) изображений мы можем увидеть у животных не четыре ноги, а чуть больше — пять, шесть, иногда семь… И с начала исследователи этих рисунков думали, что древний художник просто что-то перепутал, потом стали считать, что это небрежность, затем предположили, что художник хотел показать динамику, животного в движении. Ведь как ее еще показать, кроме как мельканием ног?

Но в самом начале 90-х годов прошлого века во Франции в науку пришел совершенно изумительный человек. Он одновременно очень на серьезном и глубоком академическом уровне занимался археологией и не менее серьезно был погружен в работу режиссера. И в какой-то момент объединил знание археологии и кинематографа и совершил потрясающее открытие, доказав, что палеолитический человек задолго до XX века изобрел анимацию.

Если правильно передвигать свет в пещере, то будет полное ощущение не многоножки, а случится эффект мультфильма — животное будет бежать. Возможно, что мамонт в Игнатиевской пещере нарисован многоногим и таким странным с нашей статичной точки зрения, именно потому, что палеолитический художник сделал это намеренно ради демонстрации древнего мультфильма. И, видимо, в Игнатиевской пещере мы наблюдаем единственный на данный момент известный нам в пещерах Южного Урала пример такого анимационного животного.

Еще один момент. Мамонты, нарисованные в Дальнем зале Игнатиевской пещеры, абсолютно не похожи на мамонтов, нарисованных красной краской на первом этаже.

— Может ли это говорить о том, что рисовали так по-разному разные люди, возможно, даже из разного времени?

— Это очень хороший и правильный вопрос. Различаются ли по времени или принадлежности к какой-то культуре, художественной практике красные и черные изображения в Игнатиевской пещере? Долгое время большинство археологов, которые там не работали, считали, что это именно так. Однако первооткрыватели рисунков, наши екатеринбургские коллеги настаивали, что все это примерно происходило одновременно.

Сейчас изменилась методика и применяется микростратиграфический подход к расположению изображений — какой слой краски лежит на каком, как они перекрывают друг друга. И здесь можем четко сказать, мы видим, что черные рисунки перекрывают красные и те и другие созданы таким образом, чтобы составлять единое панно в единую композицию. Поэтому, по всей видимости, это было сделано археологически одновременно и людьми, для которых было важно сопряжение фигур красного и черного цвета, несмотря на их разную стилистику. Это очень странно, мы сегодня не понимаем, что это такое, но, судя по всему, это некая концептуальная идея.

Особенности бестиария

— Лошади, мамонты... Образы каких животных еще нарисованы древними художниками на стенах Игнатиевской пещеры?

— Нельзя не вспомнить о том, что в Игнатиевской пещере впервые на Южном Урале, еще до открытия подобного рисунка в Каповой пещере, была обнаружена фигура верблюда. Тогда очень аккуратно было сказано, что это верблюдообразная фигура. После открытия в Каповой пещере изображения двугорбого верблюда бактриана, с уверенностью можно сказать, что в Игнатиевской пещере точно изображен верблюд, и что это является особенностью бестиария Южного Урала верхнего палеолита.

Причем двугорбый верблюд в Игнатиевской пещере представляет собой уникальную фигуру, потому что голова этого животного изображена в фас. 99,9 процентов всех фигур в искусстве верхнего палеолита изображались в профиль. Очень большая редкость, чтобы морда животного была изображена в фас, а в Игнатиевской пещере мы это видим.

Но на этом не заканчивается набор животных. Там есть изображение очень странного, я бы очень аккуратно сказал, быкообразного существа, но без рогов. Это явно копытное животное, возможно, самка. Здесь можно вспомнить пещеру Серпиевскую II или, как ее еще называют, Колокольную. Там есть одно из немногих изображений северного оленя. Возможно, что и на стенах Игнатиевки изображено именно это животное. В зарубежных пещерах много оленей — это один из популярных образов. А вот в Каповой пещере неизвестен этот образ, правда, нужно учитывать, что там пока не расчищены огромные площади стен.

Есть еще одно изображение животного в Игнатиевской пещере, которое мы не может идентифицировать. Оно нарисовано красной краской, связано с целой линией точек с фигурой женщины на потолке Дальнего зала. Животное нарисовано слишком схематично, сказать, бык ли это, носорог или еще кто, сложно. Лучшие палеозоологи говорят, что не могут точно определить, кто это. Художники-анималисты также сетуют, что такая степень обобщенности зооморфного образа не позволяет им сказать, что это за животное.

Ранее, «МК-Челябинск» писал, что есть в Челябинской области пещеры, на камне которых прорисована сама история человечества.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах