Совсем не взрослые туристы
— Вы предлагаете в Челябинской области сделать ставку на туризм образовательный, а разве направлению что-то мешает сегодня развиваться?
— У нас есть иллюзия, что родители самостоятельно возят детей по родному краю. Однако процент семей, которые отправляются в такие поездки, очень небольшой. Да и иные цели и задачи, как правило, преследуют в таких походах родители, не совсем образовательные. А нам ведь важно не просто путешествие ради путешествия, нам важно патриотическое воспитание, что без образовательного элемента вряд ли будет эффективным. Я бы хотел, чтобы дети начали ездить по родному краю осмысленно. Они должны узнавать родной регион с исторической точки зрения, его природную уникальность, прошиваться его культурным кодом.
Но, чтобы «включить» систему образовательного туризма должна появиться возможность комфортного передвижения по Южному Уралу. А здесь есть определенные препятствия — организационные, транспортные, инфраструктурные, финансовые… И одна из острейших проблем — где останавливаться школьникам, если их путешествие по Челябинской области запланировано более чем на один день. Таким местом, на мой взгляд, вполне может стать сельская школа, где детей можно и разместить, и накормить, и дать отдохнуть. Но реализация этого плана сталкивается с определенным набором ограничений, но сейчас на законодательном уровне этот вопрос начинает потихоньку решаться и, думаю, в скором будущем школа получит право принимать и размещать в своих стенах гостей. Если мы сумеем грамотно организовать процесс туризма с образовательными целями, если включим в него сельские школы, то южноуральские дети смогут путешествовать на более далекие расстояния по родному краю, получая при этом максимально полезную информацию, а для родителей такие поездки будут обходиться куда дешевле.
— Разве нельзя использовать то, что у нас уже есть? В ключевых туристических точках региона есть отели, думается, они не откажутся принимать школьные туристические группы…
— Гостиницы — это достаточно дорогая история, а учитывая, что далеко не каждый из отелей в принципе имеет такой номерной фонд, чтобы одновременно принять целый класс школьников, можно говорить, что для многодневных поездок по области возможностей сегодня просто нет. Кроме того, не нужно забывать, что имеющиеся у нас гостиницы все-таки заточены на взрослого туриста. А в этом формате есть многое того, что для организации безопасного детского туризма просто противопоказано — рестораны и кафе с алкоголем, ночные дискотеки и другие виды взрослого отдыха. И подрывать это направление владельцы отелей точно у себя не будут ради школьников, так как они на этом неплохо зарабатывают. Взрослые должны отдыхать по-взрослому, а дети — по-своему.
— Разве сельская школа да и вообще любое учебное заведение готовы к такому сценарию? Есть ли в них, где останавливаться детским туристическим группам, потянут ли они серьезные потоки приезжающих школьников?
— Сегодня они, конечно, в подавляющем большинстве к такому не готовы. Но не готовы они потому, что перед ними просто не стоит такой задачи, им ее никто не нарисовал. Не нарисовала страна, не нарисовала область, не нарисовал свой родной район. Но инфраструктура-то их к организации недорогого детского событийного туризма готова.
Село не откажется от «Пушкинской карты»
— Правильно ли я понимаю, что на начальном этапе вы хотите задействовать существующий опыт учебных заведений по организации школьных лагерей? У них же отработано, где ставить раскладушки, как кормить детей в школьных столовых, как, в конце концов, с ними педагогически управляться…
— В какой-то мере действительно, опыт школьных лагерей является большим подспорьем в этой работе. Но его однозначно необходимо расширять экскурсионными форматами. И у некоторых сельских школ в Челябинской области имеется и такой багаж. У кого-то есть музейная экспозиция, кто-то водит экскурсии по родному селу… Но дополнительных средств эта деятельность сегодня сельским школам не приносит, а потому держится на чистом энтузиазме. Но если, например, прикрепить эти сельские туристические проекты к «Пушкинской карте», я уверен, все заработает куда более динамично. Ведь получится, что вместе с каждым школьником в территорию, в сельскую школу будут приходить вполне конкретные средства, которые можно будет вкладывать и в инфраструктуру, и в необходимый для организации такого туризма персонал. Повторюсь, для запуска таких проектов очень важно понимание, как будут двигаться деньги, откуда они будут приходить — что придет от государства, что — от родителей…
— Но будет ли интересно городскому школьнику в путешествии по сельской местности? Разве удержат его внимание существующие школьные музеи? Ведь как бы хорошо они не были организованы, в них все равно есть очень большая порция местечковости, которая вряд ли будет трогать приезжего ребенка.
— А кто говорит о том, что туристическая программа должна быть завязана только на сельскую школу? Она однозначно должна выходить за ее пределы. Конкретный пример — в Пластовском районе сейчас есть школа, которая, на мой взгляд, вполне может стать одной из точек для такого образовательного туризма — это учебное заведение в селе Верхняя Санарка. Да и сама школа эта чрезвычайно интересная. Как минимум, там учился когда-то первый губернатор Челябинской области Петр Сумин, а еще ее в разное время заканчивали четыре Героя Советского Союза.
Но за забором школьного двора приезжающих сюда ожидает максимум других ярких впечатлений и знаний. На базе Дома Культуры есть музей с очень интересной экспозицией, над селом возвышается уникальная деревянная церковь, когда-то построенная без единого гвоздя, а само село окружает потрясающий Санарский бор. На таком материале, на мой взгляд, очень легко составить вполне конкурентоспособный туристический маршрут. И водить по нему должны и взрослые экскурсоводы (например, сотрудники музея), и сами местные школьники, которые будут доносить информацию до своих городских сверстников более близким для них языком. И такая туристически привлекательная сельская территория на Южном Урале отнюдь не единственная.
Агротуризм — не только свинки
— То есть сельских школьников будут особым образом готовить к экскурсиям, а школам помогут разработать специальные программы?
— Да, конечно. И детей готовить, и взрослых. Смотрите, сегодня российское министерство сельского хозяйства, например, ставит задачу по развитию агротуризма. Но на местах порой ее понимают слишком узко. А ведь это не просто про то, что городской житель поехал на село, чтобы свинок и козочек посмотреть, это про то, что турист приезжает, чтобы посмотреть и узнать территорию, ее достопримечательности, получить массу впечатлений, недоступных ему в городе. Предложение, которое я озвучиваю, на мой взгляд, хорошо вписывается в эту историю.
Важно убедить власть, родителей и самих школьников в интересности с точки зрения туризма той точки, где располагается конкретная сельская школа. Для этого необходимо, конечно, научиться видеть вокруг себя, разработать грамотный туристический проект, презентовать его.
Помочь с этим школам могут как специалисты, занимающиеся развитием туризма в самих муниципальных районах, так и люди из структур, занимающихся сферой образования, и, возможно (при заинтересованности) представители туристического бизнеса, да некоммерческие организации, работающие по образовательным проектам, могут вполне подключиться… Кстати на начальном этапе в запуске таких проектов подспорьем может стать, например, грантовая поддержка, которая сегодня выделяется по направлению «сельский туризм». Однако отметим, что на данный момент в ней пока не прослеживается задача по развитию образовательного туризма, но все может быстро измениться.
— Может, есть смысл сразу тиражировать эту идею на Большой Урал?
— На мой взгляд, для начала было бы неплохо апробировать эту идею только на Челябинской области. Сейчас как раз, когда региональной властью во главе с Алексеем Текслером разрабатывается программа развития до 2029 года, мне кажется, будет полезно проработать и данное направление. Оно ведь дает возможность развиваться и образовательной сфере, и туризму, и на патриотическое воспитание окажет влияние, да и сельской экономике совсем будет не помехой.
Для начала достаточно выбрать три-четыре интересные сельские локации на территории Южного Урала. Причем локации эти должны отличаться друг от друга, чтобы поездки по ним крутились вокруг разных сюжетов и выполняли разные образовательные задачи. Чтобы детям было всегда интересно, всегда полезно. Это могут быть сюжеты, завязанные на историю, на культуру, на общение с природой… То есть разность географии должна быть наложена на разность сюжетов.