КРЕПКИЙ ТЫЛ
В 1941 году на фронт из небольшого города с населением в 40 тысяч человек отправилось более 14 тысяч жителей. А те, кто остался, встали к станкам. Тальковая фабрика, трест «Миассзолото», леспромхоз, Сыростанский мраморный карьер, комбинат стройматериалов начали выпускать необходимую для фронта продукцию. Миасский напилочный завод в несколько раз нарастил объемы в производстве инструментов. В ноябре 41-го в городе решено было организовать автомоторное производство — из столицы сюда перебросили цеха Московского автомобильного завода имени И.В. Сталина (ЗИС). Первая партия автомобилей быстро была отправлена на фронт, где на них установили легендарные «катюши».
Расположился в Миассе и московский завод «Динамо» — здесь начали выпускать изделия, необходимые для оснащения самолетов и танков. Эффективно трудились на Южно-Уральской земле эвакуированные цеха донецкого завода, где производились артиллерийские снаряды и авиабомбы.
«Мы гордимся трудовыми подвигами наших земляков, южноуральцев. Миасс внес свой значительный вклад в общее дело Победы. В годы Великой Отечественной войны самоотверженный труд жителей и предприятий города неоднократно отмечался государственными наградами. Сегодня вся Челябинская область вновь подтверждает свою славу опорного края державы», — сказал губернатор Алексей Текслер, отметив, что потомки наших великих дедов сегодня, в сложные для страны времена, так же самоотверженно трудятся, чтобы приблизить долгожданную Победу.
ПО-ДРУГОМУ БЫТЬ НЕ МОГЛО
Южноуральцы радостно восприняли новость о новом статусе Миасса — это решение правильное и своевременное. Увековечить таким образом трудовой подвиг жителей города — значит дать молодому поколению мотивацию поддерживать эту высокую планку, стремиться к новым свершениям.
«Труженики заводов и предприятий этого города снабжали фронт всем необходимым, не забывая при этом о развитии городской и региональной инфраструктуры. Это не просто общий подвиг, за этим званием стоят многочисленные судьбы людей. Решение президента, особенно в год 80-летия Победы, доказывает, что страна помнит и ценит вклад Миасса в историю нашей Родины», — говорит председатель Союза казачьей молодежи России Василий Кошмар.
Такое же мнение у участника боевых действий на СВО, кавалера ордена Святого Георгия IV степени Сергея Бормотова: по-другому и быть не могло. «Миасс — признанный центр уральского машиностроения! Родина легендарной «катюши». Кроме того, в Миассе всю Великую Отечественную войну действовало 1-е гвардейское минометно-артиллерийское училище им. Красина, готовившее командный и технический состав для вооруженных «катюшами» воинских частей. Вклад жителей Миасса в Победу 1945-го безмерен и неоценим! Поздравляю Миасс и его жителей с присвоением звания «город трудовой доблести», — сказал ветеран.
Цифры
- 6800 автомобилей направил Миасс для бойцов и для народного хозяйства за годы Великой Отечественной войны.
- 67 жителей Миасса вступили в Уральский добровольческий танковый корпус, который был создан в 1943 году на средства трудящихся Челябинской, Свердловской и Пермской областей.
- 6 млн рублей собрали миасцы на вооружение армии.