МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Челябинский эксперт: пять вопросов к новому сезону «Трактора»

Сезон 2024/25 — уже история. Классная, красивая, разочаровывающая. Команда играла круто, дошла до финала, но с «Локомотивом» не получилось. Мы такое уже видели. Приятно посмотреть на Кубок Гагарина из первого ряда. Но больно от того, что он — не наш. «Трактор» пойдет за Кубком снова. Это декларируется и в это верится. Но есть нюансы. В клубе их знают и к ним готовы. Вот о них и поговорим. Эти несколько тем, как сказал Александр Кадейкин в недавнем интервью — «горизонты для будущего роста».

Иногда лицо главного тренера черно-белых Бенуа Гру красноречивее любых слов. Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Жизнь после Шабанова

На момент, когда пишется статья, Максим Шабанов еще является игроком «Трактора». Но главный тренер Бенуа Гру говорит о нем в прошедшем времени, генменеджер Алексей Волков считает, что «Максим Шабанов скорей всего уедет в один из клубов НХЛ», да и генеральный директор Иван Савин высказывается в схожем тоне. Думаю, это факт, с которым надо смириться и жить дальше.

В любом случае, Шабанову только благодарность за все, что он в свои 24 уже сделал для «Трактора». Любое его решение о дальнейших шагах в карьере принимаем с пониманием. Кстати, если даже в итоге Макс останется, «Трактору» будет крайне полезно научиться жить без своего феноменального лидера. Мы все знаем, как хорош Макс. Мало игроков, которые также умеют распорядиться шайбой и нарисовать хоккейную красоту. И он приучил искушенную челябинскую публику к своим шедеврам в сезоне.

Да что там, Шабанов едва ли не соло решал исход многих матчей (и даже серий) в плей-офф. Но, к сожалению, мы отлично видели и то, как беспомощна оказывается команда, когда Шабанова грамотно выключает соперник, оставляя его без времени, пространства и шайбы. «Локомотив» не даст соврать.

И вот в такой момент оказывается, что за спиной у Макса никого нет. Не говорю, что нужно купить игрока, который заменит Шабанова. Таких не бывает. Скорее нужно распределить функционал по всем звеньям, чтобы при выпадении одного, игра не разваливалась. Хотя, конечно, подписание хорошего мастера тоже поможет преодолеть «шабанозависимость».

Большинство не на бумаге

Честно, тут надо что-то решать. Бенуа Гру после сезона соглашается, что в этом компоненте «Трактору» еще прибавлять, но при этом яро защищает ассистента по большинству Рафаэля Пьера Рише. Никаких претензий к его персоне, но команда же не забивает.

Финальная серия с «Локомотивом» и полуфинальная с «Динамо» показали, чего стоят минуты в неравных составах. Сомневаюсь, что с нынешним подбором игроков «Трактор» не способен быть в числе лидеров лиги по большинству. И если в регулярке у нас еще были приличные 21,5% реализации, то в плей-офф показатель упал до 13%. А это — красноречивая цифирь, причем не в пользу Рише.

Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Мы уже знаем, что у Гру будет новый ассистент. Борис Миронов ушел на повышение — главным в «Ладу». Возможно ему на смену придет человек, который сможет помочь улучшить этот компонент, хоть это и не будет его основным профилем. Я очень добрый. Меня подкупает интеллект и бессонница в глазах Рише. Он ночами не спит, рисует схемы нашего большинства. Если в него верит Бенуа Гру, то кто такой я, чтобы не верить? Возможно, во втором сезоне Рише заставит свои идеи работать не только на бумаге, но и на льду?

«Малолитражная» оборона

Знаю, кто-то скажет что ставить вопрос именно о габаритах игроков обороны — некорректно. Однако предлагаю посмотреть на тот же «Локомотив». В топ-6 обороны в Ярославле только два человека ниже 189 см. Хоккеисты — не призовые бычки, но при плюс-минус равных игровых характеристиках любой тренер выберет более габаритного.

Помню, как будучи начинающим журналистом, пришел записывать интервью с легендой челябинского и советского тренерского цеха Петром Васильевичем Дубровиным. Он окинул меня наметанным взглядом и сказал со вздохом: «Вот пришел бы ты ко мне лет десять назад, я бы из тебя такого защитника сделал...». Мой рост 189 см. Я свой шанс в этом смысле упустил, как и «Трактор» в финале.

Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Расталкивать ярославских космодесантников оказалось некому. Волжане вчистую выигрывали борьбу на обоих пятаках. Просто для понимания, у «Трактора» из защитников габаритными можно назвать лишь Григория Дронова, Арсения Коромыслова и, с натяжкой, Артема Блажиевского. Вопросов к ним, как и к другим игрокам обороны у меня нет. Но Кубок взяли не мы. В клубе, уверен, думают также.

Поиск габаритных защитников — один из приоритетов селекции. И уже есть первый шажок в этом направлении: из «Рубина» обменян 18-летний защитник Андрей Сальников. Большой парень (188 см) уже провел полсотни матчей в ВХЛ. Это не гарантия, но заявка. Пока по линии «Челмета», а дальше — посмотрим. Бен говорил, что хочет перед сезоном провести в Челябинске тренировочный лагерь с молодежью, в стиле НХЛ, чтоб найти игроков из системы, которые могут пригодиться в сезоне. Удачи там Андрею Сальникову, Доминику Микановичу, Артему Проничкину, Тихону Шакалову. Так или иначе, вектор селекции обозначен, думаю одним Сальниковым приобретения в обороне у «Трактора» не ограничатся.

Школьные войны

Это тема, за которую не хочется браться. Меня периодически просят написать про проблемы в детском хоккее Челябинска, но я не буду. Сложно. Кишка тонка. Там идет война. Мы уже привыкли что «челябинский воспитанник» — давно не брэнд, каким был еще 15-20 лет назад.

Задрафтованные в НХЛ в высоких раундах челябинцы — редкость. Собственно, после Виталия Кравцова таких нет. Ворваться в основу «Трактора» из местных после Сергея Телегина и Максима Шабанова не удалось никому. Илья Николаев не в счет — он хоть и родился в Челябинске, но выпускник магнитогорского «Металлурга». Александр Рыков, Михаил Рольгизер, Алексей Рыкманов — пока не игроки старта.

Поймите меня правильно. Я не из тех, кто кричит, что за «Трактор» должны играть челябинцы. Нет. Задача клуба — выиграть Кубок. И школа должна в этом помогать. А она уже много лет дрейфует. Эта тема — долгоиграющая. За один год тут ничего не решится. У клуба недавно появилась академия и она должна помочь. Результаты мы увидим в ближайшие несколько лет. А нужны они — вчера.

Мне уже неловко кивать в сторону «Локомотива», но, блин... Посмотрите, там из 23 игроков, отметившихся в этом плей-офф, 16 — выпускники ярославской хоккейной школы. Да, среди них есть те, кто родился и начал заниматься хоккеем не в Ярославле. Но скауты «Локомотива» разглядели их на детских турнирах и привезли в «Локомотив» в 10, 12, 14 лет. Еще раз: 16 из 23. 70% чемпионской команды — воспитанники, ну или выпускники «Локомотива».

Что бы мы ни говорили, Кубок всё-таки не у нас. Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

В молодежном хоккее «Локо» — самая титулованная команда последних лет. Крайне редко она опускается ниже полуфинала. У Ярославля три (!!!) Кубка Харламова (чемпионский трофей МХЛ) и по два комплекта серебряных и бронзовых медалей. «Белым медведям» о таком только мечтать: мы всего пять раз играли в полуфиналах и ни разу в финале.

Многие из игроков «Локомотива» которые 21 мая подняли над головой Кубок Гагарина, вместе побеждали еще в МХЛ. Признавая все достижения нынешнего руководства «Трактора», отмечу, что вертикаль в части школа — молодежная команда, в клубе с чемпионскими амбициями, должна работать продуктивней.

Арифметика Арены

Тема новой арены для «Трактора» превратилась в какого-то медиа-дракона в прошлом сезоне. Началось с того, что губернатор Челябинской области и президент ХК «Трактор» Алексей Текслер сказал, что вопрос о строительстве новой арены будет рассматриваться если команда выиграет Кубок Гагарина. Вполне очевидно, что руководитель области этим добавил мотивации «Трактору» в сезоне. Но, слова многие восприняли буквально: мол, не будет Кубка — не будет арены, будет Кубок — будет арена. А вопрос-то лежит вообще в другой плоскости и никак не может привязываться исключительно к спортивному результату. И было бы неплохо в массовом сознании эти понятия развести.

Простая арифметика. По данным открытых источников, стоимость строительства новенькой «УГМК-арены» в соседнем Екатеринбурге составила 24 миллиарда рублей, 15 из них — частные средства. Собственно, вопрос: потянет ли Челябинск такой объект? Не забываем, что сейчас в городе строятся два крупных спортивных сооружения: футбольный манеж (7 миллиардов, здесь и далее по открытым данным) и «РМК-арена» (5,5 миллиардов); а также реконструируется бассейн «Электрометаллург» (пока нет проектной документации). Манеж и арена строятся в основном за частные деньги, бассейн — за областные. Годовой доход бюджета всей области — 307,5 миллиардов рублей. То есть строительство новой хоккейной арены отнимет с учетом инфляции порядка 8% годового дохода области, если осуществлять без привлечения частного капитала. Не забываем, что бюджет у нас — дефицитный. Раскидаем на три года — получится 2,6% дохода. А Челябинская область — это мы с вами.

Фото: Юлия Боровикова («Вечерний Челябинск»)

Вот и ответьте себе на вопрос, готовы ли вы условно 2,5-3% своего личного дохода отдавать на новый лед для «Трактора»? Также встает вопрос, что будет с нынешней ареной «Трактор»? Она не старая, построена всего-то 16 лет назад. Это и близко не ее расчетный срок эксплуатации. Проблема ее скорее в том, что она построена по «типовому» проекту, скопированному в Мытищах. Это такой бюджетный вариант, который был очень кстати для 2009 года, но уже не в тренде в наши дни. Перевести туда «Челмет», который лишь в плей-офф едва-едва заполняет трибуны «Юности»?

Да, для Челябинска сегодня вместимость 7500 зрителей на КХЛ — объективно недостаточно. Мы видели это в сезоне, закрепили в плей-офф. А когда спрос превышает предложение, происходит что? Правильно, растут цены. Поэтому 2,3,4 и 5 тысяч рублей за билет не должны удивлять. Извините, диктует рынок. Ну и неплохо бы посчитать, какой должна быть цена на билеты на новой арене, чтобы окупить ее хотя бы за 20 лет. Вопросы, вопросы...

Я не экономист и не строитель, но мне вполне очевидно, что существующая арена «Трактор» — необходимый компромисс между желаниями и возможностями нашего города. Да, он временный. Когда-то настанет день для новой арены. Когда именно — отнюдь не вопрос исключительно завоевания Кубка Гагарина «Трактором».

Ранее по теме: Александр Кадейкин: «В следующем сезоне нам предстоит идти за Кубком Гагарина».

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах