Комната страха

К кому обратиться за помощью вдове Героя России?

Вот уже второй год вдову Героя России Сергея Кислова, чьё имя присвоено одной из челябинских улиц, преследует другая челябинская вдова.
К кому обратиться за помощью вдове Героя России?

Она звонит Светлане Кисловой по телефону, пытается ворваться к ней в дом, требуя отдать квартиру, якобы по праву той не принадлежащую.

«Убила моего мужа, завладела льготами и сфальсифицировала документы на жильё», — вот суть претензий, которые Рая Николаева (имя и фамилия женщины изменены) отразила в заявлении в прокуратуру. Как в последнюю инстанцию пришла в «Вечёрку» оклеветанная Светлана Алексеевна. Не для того, чтобы восстановить своё честное имя — в этом нет надобности. Чтобы спросить совета — что же ей делать? Вдове Героя реально просто страшно — никто не может защитить её от челябинки, у которой непонятно что на уме.

Боевики предлагали за голову коменданта деньги

Муж Светланы Алексеевны Сергей Кислов погиб в Чечне 17 мая 2001 года. Его расстреляли в упор боевики, машину которых — «Жигули» седьмой модели — решил проверить наш земляк, уроженец Коркино. Двадцать пуль всадили в тело российского полковника бандиты, но одного из нападавших — Абу Дар, правую руку Хаттаба — Сергей Александрович смог убить сам. Остальных уничтожили сослуживцы Кислова, впереди колонны которых ехал в тот день южноуралец.

— За голову моего мужа боевики обещали большие деньги, — рассказывает Светлана Кислова. — Принципиальный, честный, Сергей не желал ни с кем договариваться, никого покрывать. Почти год он был комендантом Курчалоевского района Чечни. За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, мужу присвоили звание Героя России.

Светлана Алексеевна пытается показать мне наградные документы: мол, вот, посмотрите, это его Звезда, а не мужа Раи Николаевой, доказывающей, что всё совсем не так.

— В этом нет надобности, — успокаиваю вдову Героя. — Именем Сергея Кислова, окончившего Челябинское танковое училище, будет называться одна из улиц города…

…С будущей женой Сергей Кислов познакомился в 1978 году, когда молодым лейтенантом при-ехал в свой первый отпуск в родной город. Через несколько месяцев невеста уехала к нему в Прибалтику — это было первым местом службы нашего земляка. Чехословакия, академия бронетанковых войск в Москве, Грузия, Пермская область — во всех местах, где пришлось служить и повышать квалификацию Сергею Кислову, была и его семья. Расстались супруги лишь 12 июня 2000 года, когда Сергея отправили в Чечню — туда офицерам было запрещено брать семьи. К тому времени старшему сыну Кисловых Евгению было двадцать лет, младшему Ивану — десять.

— О гибели мужа мне сообщил Евгений, старший сын, — продолжает Светлана Алексеевна и не может сдержать слёз. — Он тогда был студентом Челябинского экономического института, куда перевёлся, проучившись два года в военном танковом училище. Так совпало, что именно в тот день сын приехал с другом в пермский посёлок городского типа Марковский, где мы жили. Я отпросилась со службы — работала в войсковой части — и, пробежав по магазинам, пришла домой. Хотела варить борщ, а сын, спросив, где успокоительное, усадил меня на диван. Я подумала, что у него что-то в Челябинске случилось, и всё рвалась варить суп. А сын и его друг присели около меня с двух сторон, и Женя сказал, что борщ сегодня нам, наверное, не понадобится. «Ты знаешь, у нас погиб отец, мы остались втроём» — после этих его слов, я ничего не помню…

Тревожный звонок и бредовые обвинения

В 2002 году Светлана Кислова вместе с младшим сыном переехали в Челябинск — именно в этом городе, где учился старший сын и по соседству с родным Коркино, попросила государство выделить ей квартиру. Познакомившись с семьями других погибших в Чечне военнослужащих, Светлана Алексеевна даже возглавила областной клуб матерей и вдов Героев России, который входит в состав общественной организации «Родина».

— Первый тревожный телефонный звонок раздался в моей квартире в 2007 году, — вспоминает сейчас Светлана Кислова. — Незнакомая женщина представилась и предложила встретиться, не объяснив причины. Я отказалась — всё это показалось мне подозрительным. Звонки продолжились — челябинка стала настойчиво просить меня рассказать о муже — где служил, с кем. Мне не нравилось, как она со мной разговаривает, и я всё время клала трубку.

А в 2008 году Светлану Кислову попросили зайти к участковому. Ей показали заявление, которое написала Рая Николаева:

«В связи со смертью мужа мне, как вдове, были выделены денежные средства. Министерством обороны РФ было поручено приобрести мне квартиру в городе Челябинске. Данной организацией (КЭЧ) мне было приобретено две квартиры, одна из которых была передана мне, а вторая Светлане Кисловой… Прошу привлечь к уголовной ответственности Кислову за то, что она, по моему мнению, причастна к совершению убийства моего мужа, так как я подозреваю, что ей было выгодно убить моего мужа, так как она хочет завладеть льготами, квартирой и другими материальными ценностями. Своё утверждение о том, что Кислова причастна к совершению убийства моего мужа, я обосновываю тем, что она сфальсифицировала документы на квартиру и пытается завладеть моим имуществом...»

И вдове Героя России Светлане Кисловой пришлой доказывать, что её муж действительно Герой, что он погиб и что она получила квартиру честно.

У каждого своя трагедия

Надо сказать, что у Раи Николаевы своя трагедия. Её муж, офицер Министерства обороны РФ, тоже погиб при исполнении должностных обязанностей. Может быть, это событие сказалось на состоянии здоровья женщины? Это могло бы объяснить её поступки.

Начальник отдела Квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) Челябинской области Людмила Рыбальченко, услышав от корреспондента «ВЧ» фамилию заявительницы, сказала, что, конечно же, ей знакомо это имя, как и вся история.

— Эта женщина (Рая Николаева. — Авт.) получила положенную ей по закону жилплощадь, —сказала Людмила Александровна. — Естественно, КЭЧ приобрела ей одну, а не две, как она утверждает, квартиры. Светлана Кислова, которой выделили жилую площадь по той же самой программе, получила свою квартиру.

— В возбуждении уголовного дела по поступившему от этой гражданки заявлению отказано за отсутствием состава преступления, — этот комментарий, полученный от начальника пресс-службы УВД города Александра Дудика, конечно, ожидаем. — Решение окончательное, согласовано с прокурором.

В правоохранительных органах свой вывод по этому делу давно уже сделали. Но Рая Николаева не успокоилась. Она продолжила ходить по всем инстанциям и клеветать на Светлану Алексеевну. В администрации города, военкомате, услышав щекотливую историю, брали ситуацию под контроль, а, разобравшись, звонили Светлане Кисловой и выражали сочувствие, что она оказалась втянута в такое некрасивое дело. Но помочь ничем не могли.

Тупиковая ситуация

На некоторое время всё, вроде бы, успокоилось. Светлана Алексеевна вздохнула. Но в этом году, 13 мая, накануне очередной годовщины гибели Сергея Кислова, Рая Николаева напомнила о себе. Она узнала адрес Светланы Кисловой и пыталась попасть в её квартиру.

— По домофону я услышала знакомый уже голос: «Ты что ещё не съехала с моей квартиры?», —видно, что Светлане Кисловой всё это не приятно вспоминать. — Консьерж, когда женщина попыталась войти в подъезд, позвонил в милицию, но никто на вызов не приехал. Тогда я нажала тревожную кнопку, которая есть в квартире. А что мне было ещё делать? Прибывшему наряду я рассказала всё, как есть. Отметила, что понимаю, что охранники должны защищать не меня, а квартиру, но выхода другого не видела. Спасибо ребятам — они поняли меня и даже, кажется, увезли непрошеную гостью в отделение милиции. Но как мне дальше жить? Я боюсь! Не сплю ночами. Никак не могу понять, почему эта женщина решила преследовать именно меня. За что?

Сыновья Светланы Алексеевны, конечно же, в курсе происходящих событий. Но и они в этой ситуации ничего не могут поделать. Как и правоохранительные органы. Да, Светлана Кислова может подать иск на Раю Николаеву, обвинив её в клевете. «Если человек болен, его надо лечить, если здоров — пусть он за всё отвечает!» — так посоветовал вдове Героя знакомый судья.

Однако такие кардинальные меры женщину, которая никому не хочет причинять боли и вреда, пугают. Тем более что она не знает, что у Раи Николаевой на уме. А другого выхода, получается, нет? Значит, как и прежде, Светлане Кисловой придётся менять номера телефонов и бороться со страхом, сидя в своей комнате?

Объяснение найдено?

Пытаясь разобрать клубок этих неприятностей, мы со Светланой Кисловой в который уже раз про-анализировали все события, которые сопровождали выделение ей квартиры. И Светлана Алексеевна вспомнила, что в начале 2002 года получила копию письма, которое было адресовано начальнику Челябинской КЭЧ.

В нём Квартирно-эксплуатационное управление Приволжско-Уральского военного округа сообщало, что данная организация выделяет квартиры вдовам погибших при исполнении военных обязанностей военнослужащих Кисловой и Николаевой. И обязывало Челябинскую КЭЧ известить об этом женщин, одна из которых жила в Пермской, а вторая — Оренбургской области. (Позже Светлана Кислова нашла это письмо, хранившееся среди других документов.)

Неужели Рая Николаева не так поняла суть официального письма? И поэтому ли она портит жизнь такой же, как и сама, вдове?

Когда готовился этот материал, мы пытались связаться с Раей Николаевой, чтобы хотя бы просто с ней поговорить. Но телефоны — и домашний, и мобильный — молчали.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру