Станки с «оборонки» отправили в лом

Частичная приватизация, а затем и банкротство многих «режимных» предприятий России нанесло больше вреда обороноспособности страны, чем все мыслимые и немыслимые внешние враги последних 50-и лет

Не стал исключением и златоустовское ОАО «Булат», в засекреченных цехах которого производились боеприпасы и реактивные ракеты.

Частичная приватизация, а затем и банкротство многих «режимных» предприятий России нанесло больше вреда обороноспособности страны, чем все мыслимые и немыслимые внешние враги последних 50-и лет

Существует мнение, что на сегодняшний день Российская армия представляет собой в несколько раз уменьшенную и неработающую модель советских вооруженных сил.

Как вы думаете, какова же была эта модель в момент своего расцвета? Понятно, что это была, прежде всего, армия-государство. Она предполагала защищать Родину в случае нападения на нее или осуществлять крупномасштабную наступательную военную операцию путем массовой мобилизации. В стране многие годы были отлаженные производственные мощности, значительные мобилизационные резервы.

Говорят, что советский Генштаб, опираясь на данные своего Главного разведывательного управления, традиционно завышал мощности и степень готовности потенциальных противников СССР, и прежде всего Соединенных Штатов.

Соответственно, в СССР появились сверхмобилизационные производственные мощности, предназначенные даже для создания в условиях войны межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и атомных подводных лодок. Хотя американцы этим никогда не занимались, считая данные виды вооружения непригодными для быстрого развертывания ввиду чрезвычайно длительных сроков их изготовления.

В одном из исследований Гудзоновского института, специализировавшегося на исследованиях в области оборонной политики и на отношениях с СССР, в свое время давалась любопытная оценка способности нашей страны к переводу экономики на военные рельсы: «Создается впечатление, будто Советский Союз может направлять развитие экономики в любое желаемое русло и что политическая власть в стране ничем не ограничена».

***

Сегодня в принятой 5 февраля 2010 года новой Военной доктрине РФ предписывается, что даже бедствующим муниципалитетам вместе со всей страной за свой счет вновь придется вести мобилизационную подготовку на случай войны.

Действительно, в этом документе слова «мобилизация» и «мобподготовка» упоминаются почти вдвое чаще, чем в прошлой доктрине 2000 года. Появился и отсутствовавший ранее отдельный раздел по мобилизационной подготовке. Он предусматривает не просто сохранение мобилизационных мощностей, но и их создание и развитие, бронирование граждан на период мобилизации и на военное время.

Похоже, что таким необычным способом в стране сегодня пытаются возродить ВПК, сильно пострадавший от непродуманных рыночных реформ. Причем все эксперты сходятся во мнении, что самые большие потери понесли предприятия боеприпасной отрасли, для которой падение производства по сравнению с советским периодом было наиболее значительным.

В 1994 году государственное предприятие «Машиностроительный завод «Булат» в городе Златоусте было приватизировано с образованием ОАО «Булат». Как и госпредприятие, акционерное общество оставалось стратегическим предприятием, обеспечивавшим обороноспособность и национальную безопасность России.

ОАО «Завод «Булат» числился в перечне № 2 «Промышленность боеприпасов и спецхимии» соответствующего закрытого департамента Министерства экономики РФ.

Конечно же, основные проблемы у несчастного «Булата» начались сразу же после приватизации в 1994 году и последовавшего резкого сокращения оборонного госзаказа.

По закону, 85% основных фондов завода приватизации не подлежали и остались в федеральной собственности как мобилизационные мощности. Но грянуло прогнозируемое банкротство, и производство реактивных снарядов в Златоусте оказалось за гранью жизнеспособности.

Гражданская продукция «Булата» неизменно оказывалась дороже, чем у конкурентов, якобы из-за издержек, связанных с содержанием мобилизационных мощностей: на сохранение военного производства уходило до 600 тысяч рублей ежемесячно.

Конкурсный управляющий ОАО «Булат» Игорь Золотухин получил от руководителя департамента боеприпасов и спецхимии Минэкономики Юрия Стародуба строгое предписание, в котором говорилось, что ОАО «Булат» является предприятием стратегического значения, на которое возложены задания по поставкам элементов боеприпасов и сохранению мобилизационных мощностей.

«Учитывая, что основная часть мобилизационных мощностей, используемых ОАО «Булат» в выполнении мобилизационного задания, составляет конкурсную массу, департамент выражает крайнюю озабоченность по поводу возможной их утраты».
И поэтому напоминал «приватизаторам в особо крупных размерах», что его мобилизационные мощности могут быть проданы только на закрытых торгах единым имущественным комплексом и только юридическим лицам, имеющим лицензию на производство боеприпасов.

***

Но мощности по производству современных реактивных боеприпасов возможным покупателям вроде бы были ни к чему. Ну не было у новых русских лишних денег на их содержание и охрану.

Поэтому в июне 2000 года Златоустовское городское собрание депутатов своим решением № 685 «в связи с окончанием конкурсного производства на ОАО «Булат» и несостоявшимися торгами из-за отсутствия покупателей» взяло и приняло мобмощности с баланса ОАО «Булат» в казну города. И зарегистрировало объекты недвижимости как бесхозяйственные с целью принятия их в муниципальную собственность.

Но собственность-то у мобилизационных мощностей оборонного завода была, и называлась она федеральная. И поэтому руководитель Территориального управления ФА Управления федеральным имуществом Александр Власов по явно незаконным договорам от 1 января 2004 года и от 12 апреля 2005 года безвозмездно передал имущество ОАО «Завод «Булат» вместе с оборотными средствами на хранение златоустовскому депутату Валерию Томее.

Передача произошла, повторюсь специально - абсолютно безвозмездно, с правом использования имущества и запасов в целях своей деятельности, а также с возможностью передачи своих обязанностей третьим лицам.

Человек со средним образованием, ранее работавший водителем автомашины КамАЗ, депутат Валерий Томея получил возможность распоряжаться имуществом предприятия – флагмана южноуральского ВПК, в том числе и всеми мобилизационными мощностями и оборотными запасами акционерного общества по своему усмотрению. При этом ни ОАО «Завод «Булат», ни государство в лице налоговых органов, ни бюджет Златоуста или кредиторы никакой компенсации просто не получили.

К моменту приватизации государственного предприятия «Булат» на нем насчитывалось по самым приблизительным подсчетам 5,5 тысячи исправных производственных станков. И как минимум пять тысяч должны были оставаться в собственности федеральной.

Согласно «перечню зданий, сооружений, оборудования, оснащения и транспорта, закрепленных за мобилизационными мощностями по ОАО «Завод «Булат», по состоянию на 1 января 2002 года этих станков уже значительно поубавилось и насчитывалось 2406. И их полная балансовая стоимость составляла всего 248 миллионов 625 тысяч 486 рублей.

Имеется копия документа, подтверждающего передачу станочного парка господину Томее. Но абсолютно неизвестна их дальнейшая судьба. Так как эти станки, предназначенные для изготовления реактивных снарядов со сверхсовременной начинкой и являющиеся особо охраняемыми государством мобилизационными мощностями, на предприятии на сегодняшний день отсутствуют. По слухам, в основной массе они были направлены в качестве металлолома на переплавку.

Для того чтобы вывезти с охраняемой территории предприятия многотонные металлорежущие станки, вне всякого сомнения, потребовалось привлечение значительных сил и средств. С «убитого» оборонного завода оборудование вывозили автоколоннами и явно не один день.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру