Образование уходит в «облачную» высь

Региональный министр образования Александр Кузнецов обещает запустить новые электронные технологии, которые применяются сегодня в образовательной системе Сингапура и Южной Кореи

Корреспондент «МК» выяснил, что революцию в образовании будут делать с помощью обычных iPad’ов, но с интерактивным учебником и возможностью подключаться к «облакам» в Интернете.

Региональный министр образования Александр Кузнецов обещает запустить новые электронные технологии, которые применяются сегодня в образовательной системе Сингапура и Южной Кореи

Три года назад в нашем регионе началось внедрение электронных учебников в образовательный процесс. Челябинская гимназия № 23 и магнитогорская школа № 56 первыми попытались перейти от бумажных учебников к цифровому формату.

А сегодня электронные учебники осваивают уже более десятка школ в области. И все-таки почему не все и не везде? Какие плюсы и минусы обнаружились за время работы с этими приборами? Ждут ли нас перемены в технологиях образования в ближайшее время? В этом попытался разобраться корреспондент «Вечерки».

В школу с «раскладушкой»

В 23-й гимназии мы увидели электронные книжки на партах. Похожи они на ноутбук, раскладываются на две половинки. На одной — экран обычный, а на другой — сенсорный, с технологией чернильного изображения. На самом деле это учебник, причем сразу по всем предметам. Через Интернет подключаемся к специальному порталу, который разработан по заданию издательства «Академкнига/Учебник», и начинаем «учиться». Весь образовательный комплекс называется «Живой урок».

Учитель истории Любовь Булакова, одна из первых, кто отважился работать с этой необычной технологией, рассказала:

— Начинали с уроков общество-знания для 6-го класса, а с прошлого года начали проводить уроки с помощью «Живого урока» по истории, литературе, географии, биологии. Поначалу у нас были проблемы с Интернетом, но теперь бесперебойно работает Wi-Fi.

 

В чем достоинство электронного учебника? Во-первых, в нем есть информация не только содержательного характера. Здесь ребенок самостоятельно проходит по личному маршруту и выполняет тестовые задания. Оценку выставляет сама система электронного учебника.

Правда, ребенку на уроке предлагается большой объем материала. Поэтому не всегда хватает времени на обобщение и завершение занятия. Зато материалы достаточно интересные, очень много видеосюжетов, которые заставляют ребенка творчески подходить к учебе. В этом преимущество перед обычными учебниками.

Правда, не все однозначно принимают переход от учебников бумажных к электронным. Например, мама ученицы 7-го класса Наталья Александровна призналась:

— Техника для меня — дремучий лес. Но я рада, что у дочери пока нет такого учебника. У нас есть электронный журнал, дневник. Этого достаточно. И так все время дети проводят у компьютера. А теперь отнимут старый добрый учебник? Считаю, что книгу ничто не заменит. Кстати, сегодня к учебникам прилагается диск для домашнего пользования. Там есть интересные тесты ко всем темам. И вот предлагается очередной прибор. Не станет ли он дополнительной нагрузкой на зрение учеников?

Эту озабоченность высказала и главный внештатный детский врач-офтальмолог Челябинска Елена Ядыкина:

— Сегодня до 60 процентов всех патологий зрения составляет близорукость. Причина — перенапряжение, в том числе и при работе с компьютером. Поэтому я настоятельно предлагаю через каждые 15 минут отвлекаться от монитора, чтобы давать глазам отдых.

Трудности — временно, достоинства — постоянно

Завуч по информатизации 23-й гимназии Татьяна Яковлева уверена, что ученик более раскрепощен, когда он работает с электронным учебником. Для школьников давно уже стало привычным находиться в сетевом сообществе. Портал «Электронный комплекс «Живой урок» сегодня интенсивно пополняется материалами. Имеются богатейшие библиотеки по всем предметам. Именно здесь напрямую реализуется индивидуальный подход в обучении. Учебник-то интерактивный. Каждый со своей скоростью проходит материал, обучается в своем темпе.

— Не подменяет ли учителя такой учебник?

— Урок построен таким образом, — пояснила Татьяна Геннадиевна, — что у учителя трижды есть возможность проявить свой индивидуализм. Первый — на моменте постановки задачи. Как будет сформулирован вопрос на предстоящий урок, настолько будет заинтересован ученик. Во-вторых, когда начинается обсуждение пройденного материала. Причем у детей могут быть разные источники. Происходит обмен мнениями. И последнее — это подведение итогов.

— Почему не все приветствуют появление таких учебников?

— Это не консерватизм, это отсутствие информированности. У нас отношение к компьютеру остается как к развлечению. Хотя вот же ребята сами говорят, что электронные учебники — это новые технологии, новые методы преподавания.

Плюсы и минусы электронного учебника отметил министр образования Челябинской области Александр Кузнецов:

— Это единственный прибор, который пока имеет сертификат Роспотребнадзора. Один из недостатков такого учебника — черно-белый экран. Еще проблема в том, что информация располагается только на удаленном «облаке» (то есть информация на ту или иную тему, которая хранится в Интернете), к которому муниципалитет доступа не имеет. Всё, что нам дали, то и дали. С одной стороны, это хорошо, что мы не можем поменять содержание образования. А с другой — есть региональный компонент, который, к сожалению, нельзя вставить в систему. Но это все решаемо. Опыт работы, который мы сейчас имеем, уже позволяет сделать некоторые выводы, сформулировать предложения для разработчиков этого цифрового контента.

Было бы железо

Школа № 67 порвала с бумагой навсегда. Во всяком случае, здесь первыми внедрили у себя электронный документооборот и отказались от бумажных копий. Учителя вздохнули: «Не нужно по восемь раз переписывать одно и то же». А директор Светлана Веретенникова рассказала, что работают они сейчас только с электронным ресурсом «Сетевой город».

— Такие журналы есть в каждой школе, — заметила Светлана Павловна, — но отказаться от бумажных эквивалентов далеко не все рискуют. Сегодня много учреждений подключается к «Сетевому городу», так что разработчики не успевают его модернизировать. Оперативность информирования выросла на порядки. Получил двойку, пришел домой — а мама уже в курсе твоих дел.

Однако столь технически продвинутая школа не собирается заводить электронные учебники.

— У нас немножко другой проект, связанный с «облачными» технологиями, — пояснила завуч Ирина Саплина. — Суперкомпьютер (на фото) нам уже передали от ЮУрГУ. Ждем поступление накопителя, где будет располагаться «облако».
Работать это будет так. Ребенок заходит в свою область и там видит все программные продукты, которые ему нужны. Не надо покупать Corel DRAW, или Word, или еще что-то. Лицензионные программные продукты уже там установлены. И школьник ими пользуется. Учитель может в его область положить индивидуальные задания, а ученик может в любой точке мира заходить в «облако» и учиться.

Сегодня оборудование очень быстро устаревает. И требуется делать обновление. В нашем проекте это уже неактуально. Неважно, какой конечный компьютер есть у ребенка — планшет или смартфон. На себя будет брать всю обработку суперкомпьютер. Главное, он может подключаться к «облаку», где можно размещать электронные учебники, вплоть до индивидуальных. Это дорогая технология, но весьма продвинутая.

* * *

  • Челябинская область одна из первых занялась внедрением и апробацией электронных учебников.
  • 30 школ Челябинска и полтысячи садиков включены в корпоративную образовательную сеть города. Узел этой сети располагается в городском управлении образования.
  • «Сетевой город» — это программный продукт, который имеет управленческий характер. По такой же схеме сейчас работают в системе профобразования, которая уже опробована на юридическом техникуме. А до конца года все техникумы и колледжи области будут оснащены этим программным продуктом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру