Шигирский торфяник расположен неподалеку от Невьянска и Кировограда Свердловской области. На глубине 7 - 8 метров под слоями торфа на берегах озера Шигирское в 1870 - 1880-х годах было обнаружено россыпное золото, а в процессе его добычи — различные деревянные, костяные и бронзовые предметы. Все предметы были в прекрасной сохранности.
В XIX — начале XX века Шигирский торфяник исследовали специалисты из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа. Они доподлинно установили, что это — «следы доисторического селища».
Жемчужиной собранной коллекции стал знаменитый Шигирский идол — деревянная антропоморфная скульптура, обнаруженная в 1890-м году в восточной части вышеназванного торфяника в одном из разрезов Второго Курьинского прииска на глубине четырех метров.
Идол буквально рассыпался в руках, и его извлекали по частям. Владелец территории граф А. А. Стенбок-Фермор распорядился передать все обнаруженные фрагменты — их было 10 — в хранилище Уральского общества любителей естествознания.
Первая реконструкция (в виде человека со скрещенными ногами, который словно бы шел) была сделана исследователем-хранителем коллекции УОЛЕ Д.И. Лобановым. Позднее его последователь, археолог В.Я. Толмачев, тщательно сравнив и сопоставив обломки, предложил свою реконструкцию: массивная фигура от первоначальной высоты 2,8 метра «выросла» до 5,3 метра. Позже нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра была утрачена, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачева.
На протяжении ста лет не утихали споры о датировке идола. Мнения были самые разные: от неолита (V—VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тысячелетие до н. э.) и даже раннего железного века (I тысячелетие до н. э.).
В 1997-м году обнаружили, что Шигирский идол начал разрушаться, понадобилась его срочная консервация. Но перед тем как ее осуществить, было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоев древесины.
Анализ проводился в Институте истории материальной культуры (Санкт-Петербург) и в Институте геологии РАН (Москва). Результаты обеих экспертиз совпали: идол был выполнен в эпоху мезолита (средний каменный век) — 9,5 тысяч лет тому назад.
***
Древний идол был изготовлен из лиственницы, которая затем неплохо сохранилась в слоях торфа. Основная часть доисторической скульптуры – тулово - обработана в виде доски, на которой вырезаны изображения схематических человеческих лиц и геометрический орнамент, занимающий также и боковые грани.
Нижняя часть фигуры представляла собой бревно, затесанное на конус. Округлая голова и плоский нос моделированы достаточно подробно: отмечены выступающий нос и надбровья, рот округлой формы показан высверленным углублением, глаза и щеки — единой плоскостью. На широких сторонах доски вырезаны четыре одинаковых человеческих лица — личины. Их овал не очерчен, показаны выступающие надбровья и носы, рот отсутствует.
На рисунке Толмачева таких личин пять: три на лицевой стороне и две — на оборотной. Но во время монтажа новой экспозиции в музее (Шигирский идол выставляется в Екатеринбургском краеведческом) в 2003-м году на оборотной стороне тулова была обнаружена еще одна, шестая личина.
В отличие от других, имеющих носы прямоугольной формы, для моделировки носа этой личины был использован сучок дерева. В результате чего нос оказался короче, конической формы и более выступающим, что придает личине определенное сходство с мордой зверя.
Каждая личина венчает отдельную фигуру. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда у фигуры обозначаются отдельные элементы скелета.
Среди изображений исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подводным или подземным) мирами, фигуры, воплощающие женское и мужское начало, мир растений и мир животных. При этом персонажи идола не поддаются однозначной трактовке. Этнографические материалы показывают лишь некоторые возможности подхода к объяснению смысла древних изображениях Большого Шигирского идола, но не раскрывают его полностью.
***
В 1887-м году древности, обнаруженные на болотах Екатеринбурга, были в центре внимания Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Некоторые из них попали в Эрмитаж, музей при кабинете географии и этнографии Казанского университета, Государственный исторический музей (Москва), Национальный музей в Хельсинки, Парижский музей естественной истории. Основная же часть находок осталась в Екатеринбурге.
В советские времена Шигирский идол не экспонировался, хранился в запасниках Свердловского краеведческого музея и был доступен только специалистам. Экспозиция «Шигирская кладовая» была открыта в музее летом 2003 года. Однако вскоре ее работу временно пришлось приостановить.
Поводом для этого стали неблагоприятные условия в выставочных помещениях. Чтобы сохранить идола в целости и уберечь от влияния окружающей среды, администрации краеведческого музея пришлось заказать на одном из оборонных НИИ специальную витрину.
Чтобы скульптура не разрушалась под действием силы тяжести, ее фрагменты прикреплены к специальной витрине-саркофагу так, чтобы давление частей идола друг на друга было минимальным. Теперь за стеклом оборудована специальная подсветка, которая позволяет разглядеть мельчайшие детали фигуры.