Нерест и сетевые атаки

«Браконьеру плевать: он сегодня здесь все переловит, завтра в другое место пойдет…»

Нерест и сетевые атаки

Полтора весенних месяца на Зюраткуле щука и лещ становятся легкой добычей браконьеров, и полтора месяца на берегах водоема бессменно дежурят волонтеры, помогающие инспекторам рыбохраны. Уже 14 лет в Сатке занимается защитой водоемов и их обитателей от браконьеров дружина охраны природы. Особое внимание — озеру Зюраткуль, самому «рыбному» водоему горнозаводской зоны.

Щука, окунь, язь, лещ, чебак… Таково многочисленное население самого высокогорного озера Урала. Рыба, до которой охочи и рыболовы-любители, что называется, с удочкой, и крупные «промысловики», выставляющие сети и увозящие улов с озера мешками.

— В 2000 году, — говорит один из волонтеров Сергей Шевкунов, — все перегорожено было на озере, все зоны были поделены между собой: эти здесь ставят сети, те — там ставят, не успел поставить — не пустят. Рыбачить простым любителям было невозможно, и тогда они обратились с просьбой найти какие-нибудь меры воздействия на тех, кто рыбачит сетями. Тогда и появилась наша дружина - общественная организация по охране водоема от браконьеров. Первое время на дружину выделялись спонсорские деньги, был собственный катер, люди дежурили и днями, и ночами. Через три года я поднялся на гору и насчитал уже более 90 лодок. Рыба клевала. Сетей тогда не было не только во время нереста, но и весь период открытой воды. Наш катер ходил каждый день, прочесывал озеро, мы не давали возможности поставить сети…

— Но вы по-прежнему осуществляете охрану Зюраткуля?

— Дело в том, что озеро расположено на территории национального парка «Зюраткуль», а значит, только сотрудники НП имеют право охранять его. Поэтому у дружины статус волонтеров, которые вместе с инспекторами национального парка осуществляют контроль. Другими словами — НП не справляется, и рыбаки сами выходят на защиту водоема и его обитателей.

— Какова сейчас численность дружины?

— Сейчас нас более 30 человек. Это и охотники, и рыбаки. Совместно с МВД мы проводим рейды по водоемам района. На Зюраткуле дежурство круглосуточное. Когда идет щука, мы просто находимся на берегу и не даем возможности браконьерам выйти к воде. Они видят, что мы там стоим, и с сетями не идут. Если же сети уже установлены, мы их находим и снимаем. Наша задача— не ловить нарушителей, а дать рыбе отнереститься. Нам не нужно большое количество протоколов и тому подобное… Приведу один пример. Года три назад на Саткинском городском пруду должен был пойти лещ, а пруд перегородили от берега до берега. Мы эти сети сняли. К нам даже приезжали, чтобы договориться о возврате сетей. Но мы выиграли время, лещ отнерестился, и этой же зимой мужики ловили подлещика, причем повсеместно.

— Где обычно на Зюраткуле орудуют браконьеры?

— Обычные места нереста — Большой, Девятый, Черный Кыл, Щучья заводь… В меньшей степени у нас пока был защищен Малый Кыл, там тоже часто ставят сети. Но с этого года национальный парк все-таки выставил там круглосуточный пост. Наши ребята уходят и живут, ночуют на местах нереста, потому что рейды, как правило, это полумера. Бывает так, что можно на два часа оставить место, а за это время браконьеры выйдут и столько щуки наколют!.. Потом, у браконьеров выработалась методика: поставят сеть и уходят в лес, а когда никого не будет, возвращаются, забирают сети с уловом. Мы вот сидим, наблюдаем. Я смотрю - где-то дымок поднимается. Раньше так они таились, а сейчас метрах в трехстах остановятся, разведут костер, переночуют, а на следующую ночь выйдут и снимут сети… И дело не в икре, она у нашей рыбы не ценится. Дело в самой рыбе. Во время нереста она глупая… Это сиговые и рипус нерестятся на глубине, а все остальные виды рыб стремятся на мелководье, где вода лучше прогревается. Щука и лещ мечут икру на глубине до 50 сантиметров, чебак вообще к самому берегу подходит. И тут рыбу можно брать голыми руками. Леща за два-три часа при хорошей сети можно по пять-шесть мешков поднять, и рыба попадается крупная - от килограмма и больше.

— Сергей, можно ли подсчитать, сколько браконьеры вытаскивают на Зюраткуле рыбы сетями?

— Раньше, когда озеро вообще не охранялось, с помощью сетей вылавливали тоннами. Вся вяленая и копченая рыба, которая продавалась в Сатке, была поймана на Зюраткуле. Когда начали охранять, враз все прилавки опустели, а потом появился подлещик, но уже челябинский, а не зюраткульский… Наше озеро одно такое на всю горнозаводскую зону. Вкуснее леща, чем на Зюраткуле, я не ел! Все дело в том, что наша рыба тиной не пахнет.

— Какие особенности у нереста рыб на Зюраткуле?

— Нерест на нашем озере длится полтора месяца, с конца апреля до середины июня. Сначала идет щука, когда вода прогревается до плюс 4 - 6 градусов, потом подходит время окуня, когда прогревается до плюс 12. У щуки личинка, насколько помню, вылупляется уже при 8 - 12 градусах. Потом идут чебак, лещ… Всей рыбе, для того чтобы прилипали икринки, нужна трава. В рыбхозяйствах для этих целей специально рубят веники и в воду их складывают… Бывает год на Зюраткуле, когда хороший паводок и воду не сбрасывают. Озеро тогда разливается на торфяник, вода успевает прогреться, и щука хорошо нерестится, ее довольно-таки много выводится.

— Вы сами рыбачите на Зюраткуле?

— Я был рыбаком, но лет пять назад начал нырять - занялся подводной охотой - и удочку забросил… Вообще, я по натуре охотник.

Не люблю такое отношение людей, когда они считают, что лес - это их холодильник, а водоем - их аквариум. Браконьеру плевать, он сегодня здесь все переловит, завтра в другое место пойдет… Надо разбудить мужиков, а то привыкли, что все и в быту, и на водоеме должен сделать кто-то другой. Всегда надеются, что приедет дядя Вова и решит все проблемы. Однажды мне позвонили в два ночи: «Серега, тут двое сети ставят на пруду, приезжайте, разберитесь». — «А вас там сколько?» — спрашиваю. «Пятеро». — «И что, вы впятером не можете этим двум объяснить, что они не правы?»

Буква закона

Еще в 2008 году началось действие приказа № 319 Федерального агентства по рыболовству, ограничивающего или запрещающего в период нереста добычу «водных биоресурсов, за исключением их вылова одной донной или поплавочной удочкой и спиннингом с берега с общим количеством крючков не более двух штук на орудиях лова у одного гражданина». В Челябинской области на разных водоемах и на разные виды рыб это ограничение вводится с конца апреля по середину июня.

В региональном ГУ МЧС добавляют, что в эти сроки запрещается рыбная ловля с маломерных судов (в первую очередь лодок).

За нарушение данных правил рыболовства предусмотрен ряд наказаний. В соответствии со второй частью статьи 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях виновные привлекаются к ответственности в виде штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей. Кроме того, у нарушителя будут конфискованы лодка и орудия добычи ихтиофауны. К сведению заядлых нарушителей: незаконный лов рыбы в период нереста в местах нереста или на миграционных путях к ним подпадает под действие 256-й статьи УК РФ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру