Планета по имени Дудоров

Именем челябинского профессора физики назвали небесное тело.

Планета по имени Дудоров
Фото автора.

Осколок из камня и железа размерами гораздо меньше, чем Земля, но, возможно, больше, чем Луна… с температурой минус 100 градусов на поверхности, без атмосферы и признаков органической жизни. Он бороздит космос где-то между Марсом и Юпитером, в компании сотен тысяч других осколков, составляющих Главный пояс астероидов Солнечной системы. Это и есть планета № 8795, в этом году получившая свое новое земное имя, спустя 33 года после открытия учеными.

Дудоров – не имя, это фамилия южноуральского астрофизика Александра Егоровича Дудорова. И они со своим тезкой совсем не похожи, ну разве что мощной энергетикой.

Александр Егорович - не только колоритный ученый и остроумный интеллектуал, это еще и море обаяния, искрометного юмора. Беседовать с ним – настоящее наслаждение.

Он тот, кто начал изучение Челябинского метеорита год назад. Сегодня его труды, посвященные февральскому возмутителю спокойствия южноуральцев, цитирует весь мир. Опубликована статья Дудорова в популярном журнале Science, а это означает признание мирового научного сообщества. Наш первый вопрос, конечно же, о планете, которой присвоено имя челябинского профессора.

- Александр Егорович, что вам известно о планете Дудоров?

- Это малая планета, так сейчас называют астероиды. Многие планеты названы именами астрономов, космонавтов, звезд культуры и искусства. Имена присваивает планетам Центр малых тел Солнечной системы под эгидой Международного астрономического союза. Дудоров вращается вокруг Солнца в Главном поясе астероидов. Многие верят, что со временем здесь должна была сформироваться планета, так как расстояние между орбитами Марса и Юпитера больше, чем должно быть. Мощь Юпитера помешала образованию новой планеты. Была и другая популярная в свое время гипотеза - о мифической планете Фаэтон, которая разрушилась и образовала тот самый Главный пояс астероидов. На самом деле она там никогда не существовала.

- В чем особенность астероидов?

- Это довольно опасные космические объекты, пересекающие орбиту Земли. Так как они движутся не по круговой орбите, как другие планеты Солнечной системы, а по эллипсной траектории.

- Челябинский метеорит тоже родом оттуда?

- Да, на мой взгляд, он был частью астероида, который двигался в Главном поясе. Два миллиона лет назад (по астрономическим меркам совсем недавно), благодаря сближению с другими астероидами, он испытал столкновение. От него оторвался кусочек, который улетел по другой траектории и достиг орбиты нашей планеты.

- Почему он летел так низко над Землей, но не долетел до поверхности…

- Мы часто наблюдаем явление метеоров, так называемых падающих звезд. Это красиво. Падающие звезды всего лишь сгорающие в слоях атмосферы Земли пылинки. Если частицы больше, тогда мы видим в небе болиды. Если масса болида еще больше, то они способны достичь Земли. Наш метеорит сгорел, к счастью, взорвался в воздухе, но его обломки разлетелись по области.

- Он был мощнее Тунгусского метеорита?

- Да нет, что вы! Мощность взрыва от Тунгусского метеорита составляла 50 мегатонн, а от Челябинского - всего-навсего 500 килотонн. Однако падение нашего метеорита признано вторым по мощности после Тунгусской катастрофы.

- По сути, мы избежали конца света?

- Он пролетел на 40 км южнее Челябинска, и остается только гадать, что было бы, если бы он не успел разрушиться в воздухе. Почти 700 кг метеоритной массы упало в озеро Чебаркуль, и абсолютно ничего не случилось. Рыбаки как сидели, так и остались в своих лодках. Их даже волной не накрыло. Взрывная волна, которая набезобразничала в Челябинске, была вызвана взрывом, который прогремел на высоте 25 - 27 км. Это случилось над Коркино и Еманжелинском, а обломки достигли Чебаркульского района.

- Какая работа по исследованию метеорита была проделана вашей командой?

- Мы собирали обломки, определяли химический состав, изучали фрагменты космического тела и доказывали, что это именно они. После того как отделили зерна от плевел, а именно – определили, какие именно образцы стопроцентно являются осколками метеорита, нам удалось определить, что это камень с низким содержанием железа и никеля. По опросу очевидцев мы определили точную траекторию полета. По нашим данным, должно выпасть 1,5 тонны обломков. Пока обнаружили только тонну. Остальные осколки либо осели у очевидцев, либо еще не найдены.

- Жители Чебаркуля рассказывают, что те, кому повезло урвать по кусочку метеорита, приписывают камню чудодейственные свойства. Например, что молоко может простоять сутки на жаре и не испортиться, если рядом положить кусочек небесного тела…

- Да, я тоже слышал, как бабушка рассказывала, что после того, как потрогала метеорит, ночью ей явился лик божий. Все это всего лишь разговоры. Человек увидит то, что захочет. Наши исследования показали, что метеорит ничего не излучает, абсолютно не радиоактивен.

- То есть это чистой воды совпадения?

- Да, на радиопрограмме у Сергея Стиллавина мы прикалывались, что метеорит повышает потенцию. Я посоветовал ему носить кусочек в кармане. На эту тему сейчас много шуток, в том числе и о «суровости челябинских мужиков» как последствии метеорита. Но если серьезно, официально никаких свойств подобного толка у метеорита, конечно же, нет. Обычный камень.

- Можно ли допустить, что такое небесное тело, пройдя столько температурных испытаний, способно принести на своей поверхности новую форму жизни?

- Вопрос серьезный. Какая-то химия, в том числе органика, могла на нем остаться. Это было бы хорошо. В исследованных нами фрагментах органика, к сожалению, не обнаружена.

- Но гипотетически такое возможно?

- В принципе да. Я занимаюсь изучением космической пыли. Раньше думали, что пыль - это сажа, хлам с ледяной поверхностью. Но представление о пыли перевернули новые открытия. В космической пыли обнаружили полиароматические углеводороды. Часто это органические соединения. Вначале все смеялись, и я в том числе. Так вот сейчас мы живем в то время, когда это открытие признано официально. А от ароматических углеводородов недалеко и до органической «жизни». Это ведь мечта человечества.

- Как настроено в этом отношении научное сообщество? Наивно же предполагать, что мы одни во Вселенной?

- Как представитель науки, я этой проблемой не занимаюсь. Есть специальные направления в нашей Академии наук. Одна из секций научного совета как раз занимается внеземными цивилизациями. Это абсолютно нормальное исследование, основанное на возможности поймать сигнал из космоса. Сейчас мы понимаем, что можем вести поиск только в определенном радиусе. Радиотелескопы США и наш российский РАТАН-600 слушают космос ежесекундно, но ответа нет. В 1970-е годы ученых ввели в заблуждение пульсары – вращающиеся звезды, источники радиоволн, которые тогда ошибочно приняли за послание «зеленых человечков». Потом, после череды провалов в 90-е годы, наступил общий пессимизм по этому поводу. Если даже и есть где-то цивилизации, то они настолько далеко, что связь с ними установить невозможно.

Но мир меняется. Сегодня мы живем уже с пониманием возможности мультивселенных, между которыми могут быть переходы.

- Кротовые норы?

- Да, именно они. И передвижение в них превышает скорость света в разы! Я долгое время был поклонником аквариумной гипотезы. Что мы как рыбки в аквариуме, а за нами следят братья по разуму. Но я оптимист, а пессимисты в таком случае считают, что раз есть братья по разуму, то все катаклизмы на земле их рук дело, тем самым они контролируют нашу численность, как в лаборатории с кроликами.

- Да уж, неприятное ощущение…

- Но ведь это всего лишь гипотеза.

- За вашу карьеру что вас действительно поразило?

- Да все время что-то происходит! Меня восхитило открытие бозона Хиггса - микрочастицу обнаружили в результате исследований в Большом андронном коллайдере. Это ведь основа всего. Фантастика, воплощенная в реальность.

И совсем уж невероятно, что в этом году обнаружили реликтовые гравитационные волны. Простые-то гравитационные волны никак не могли обнаружить, а здесь - реликтовые! А это значит, что в скором будущем нам откроются тайны гравитационного поля, мы узнаем, почему Землю притягивает к Солнцу, почему нас - к Земле. Реликтовые волны исходят еще от Правселенной, когда она была близка к началу. Самое интересное, что автором этой модели развития вселенной является наш земляк Андрей Линде, который сейчас живет в США. Думаю, следующая Нобелевская премия достанется ему по праву.

Наука сегодня развивается гораздо быстрее и интереснее, чем могут придумать писатели-фантасты. Поэтому и в научной фантастике заметен спад. Я сильно любил Стругацких, но сейчас все эти проблемы, которые поднимались в их романах, неактуальны.

- Спускаясь с небес на землю… Не жалеете, что карьера сложилась в Челябинске?

- Я приехал в Челябинск в 1978 году, в новый университет. Сразу получил квартиру, чего нигде в стране тогда не было. Молодой человек имеет право думать, что он неправильно поступил. А я не в том возрасте, когда жалеют. Иначе я обесценю свою жизнь. Уверен, что все, что со мной произошло и происходит, – все это целеобусловлено. Я прожил на Южном Урале более трех десятилетий.

- Полюбили Челябинск?

- Это вопрос. Любил Москву 70-х, в которой прожил почти восемь лет. Но сейчас я не узнаю ее. Там не осталось москвичей, я даже не могу сформулировать для себя ее нынешний образ. В этом смысле Челябинск стал более интеллигентным городом за последние годы. Раньше я считал его купеческим. Так что можно сказать, что я прижился.

- Как вам кажется, есть ли будущее у российской науки?

- Последние годы предпринимались неразумные попытки в виде «Роснано» или «Сколково», которые бесполезно вытягивают огромные деньги. Последними позитивными росточками считаю появление мегагрантов для наших ученых. Размеры таких субсидий превышают 100 миллионов рублей. Это великое благо для наших соотечественников, которые желают поднять российскую науку. Появился Российский научный фонд, где выдаются гранты по 5 - 15 миллионов. Так что в целом можно сказать, что президент Путин повернулся к науке. Другое дело, что общей программы пока нет. Поиски ведутся, а национальной идеи все так и не найдут. Это задача номер один.

- Вам поступали предложения уехать на Запад?

- Я попал туда уже будучи в возрасте. И то, что мне предложили, показалось не соответствующим моему уровню. С точки зрения оценки работы я знаю примеры, когда мои коллеги соглашались на любую работу, а потом поднимались на достаточно высокий уровень. Но, видимо, я принадлежу к той небольшой части, которая предпочитает остаться на родине. Когда я выхожу в лес, он ведь здесь совершенно другой, нигде такого нет. Даже трава пахнет иначе. Природа так прекрасна, что хочется, чтобы весь мир об этом узнал. Видимо, я все-таки патриот.

- Есть у вас любимое кино, книги?

- С удовольствием читаю Владимира Набокова, роман «Ада», и «Дэвида Копперфилда» Диккенса. Я читаю их со скоростью вряд ли большей, чем с той, с которой они создавались. Растягиваю удовольствие (смеется). Современное кино мне не нравится. Оно вообще другое, раньше в кинотеатре мы смотрели фильм, затаив дыхание, потом после просмотра думали, обсуждали. Меня в свое время потрясли «Зеркало» и «Андрей Рублев» Тарковского. Сейчас люди сидят в кинотеатре - пьют и жуют попкорн. Ну как так?

- Как вы проводите свободное время?

- В данный момент я в отпуске, отдыхаю в своем домике в Сосновском районе. Это для меня лучший отдых. В прошлом году принял участие в незабываемом восхождении на гору Иремель. Моя голубая мечта - отправиться по пещерам Катав-Ивановского района, съездить на Зюраткуль. Места у нас настолько уникальные и вдохновенные. Зачем мне еще куда-то ехать!..

Досье «МК»

Александр ДУДОРОВ

В 1971 году окончил Казанский государственный университет, работал на кафедре теоретической физики Башкирского государственного университета. В 1974 году окончил аспирантуру Астрономического Совета АН СССР. Кандидатскую диссертацию защитил в 1977 году по теме «Роль магнитных полей на ранних стадиях эволюции звезд». В 1978 году организовал и возглавил кафедру теоретической физики Челябинского государственного университета. В 1992 году защитил докторскую диссертацию по теме «Магнитная гидродинамика процесса образования звезд». Заслуженный работник Высшей школы РФ. Лауреат премии губернатора Челябинской области работникам образования, награжден почетной грамотой Министерства образования РФ. Почетный профессор ЧелГУ, лауреат премии Hooker Distinguished Visiting Professor, награжден медалью «За активное участие в международном научном сотрудничестве» Академии наук.