Русского ребенка спас немецкий врач

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

О том, что довелось испытать людям нашей страны во время Великой Отечественной войны, я узнаю из рассказов моих родных: дедушки, бабушек, папы. Папа передает мне рассказы своего отца, потому что он умер, когда мне был один год.

В июне 1941 года мои прадеды ушли на фронт добровольцами, а их дети, мои дедушки и бабушки, провели свое детство в тяжелое военное время.

Когда началась война, моему дедушке, Николаю Пантелеевичу Соловьеву, было 11 лет. Он жил в Орловской области. Когда пришли немцы, его чуть не расстреляли как партизана, потому что у него было настоящее оружие и боеприпасы, которые он собирал вместе с друзьями после боев на полях вокруг своей деревни. Ребята играли и забавлялись с настоящим оружием, не думая об опасности. Два года длилась оккупация. Фашисты убивали мирных жителей, угоняли в рабство, забирали всю еду, одежду, дома. Но один немецкий врач спас моего будущего дедушку от смертельной болезни – тифа, давая ему необходимые лекарства. Наверное, этот немец был хороший человек и врач, может быть, он рисковал, спасая жизнь русского ребенка. Мы вспоминаем о нем с благодарностью.

Дедушка Николай Николаевич Костромин и бабушка Нина Николаевна Костромина родились в 1936 году в Троицке. В военные годы их матери трудились днем и ночью на производстве всего необходимого для фронта, для Победы, а детям приходилось самим заботиться о себе и своих сестрах и братьях.

Бабушка рассказывала про жуткий голод и холод во время войны. Она с сестрой и братьями все лето собирала коровьи «лепешки», чтобы зимой топить печь. Еще они ходили на железнодорожную станцию, пели и танцевали перед солдатами, которых везли на фронт. За это солдаты угощали их куском сахара или другой едой.

Но больше всего меня поразил рассказ дедушки Николая Николаевича Костромина. В начале войны к ним в поселок Мясокомбината прибыло много поляков, бежавших от фашистов. У него появилось много новых друзей. Все лето они ловили сусликов, жарили их на кострах за поселком и ели. «Даня, оставь мне ляжку,– рассказывал дедушка, смеясь. – А ляжка-то с палец…».

Первого сентября Николай Костромин пошел в школу. Его учительница, тоже беженка из Польши, по имени Ядвига, встретила учеников в своем единственном платье, которое сделала сама из мешка, вырезав в нем отверстия для головы и рук. Ребята часто смеялись над ней. Но она никогда не повышала на них голоса и всегда каждого называла на «вы». Только потом он понял, что их учительница очень достойный и интеллигентный человек. Убегая от фашистов и бомбежек, она лишилась всего, и одежды тоже. Рассказывая про Ядвигу, дедушка всегда плакал, потому что всю оставшуюся жизнь хотел попросить у нее прощения за свои и чужие издевки над ней. Но не мог этого сделать: почти все беженцы вернулись к себе на родину после окончания войны. О том, что пришлось перенести этой женщине и многим другим людям нашей страны и других государств, попавшим под фашистское наступление, дедушка осознал только с возрастом.

Трое моих прадедов вернулись с войны с тяжелыми ранениями и всю жизнь трудились, внося свой вклад в восстановление страны. Прадедушка Николай Михайлович Сартаков погиб в бою в Румынии уже в конце войны. Его имя высечено на монументе у Вечного огня в городском сквере памяти. 9 Мая мы всей семьей приходим и возлагаем цветы возле его имени. И вспоминаем еще раз семейные истории о моих прадедах и о военном времени.

Я считаю, что война несет много горя, страданий, гибель людей. Люди всех стран всегда должны жить в мире и согласии и не допускать новых войн.

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру