На Южном Урале партии открыли охоту за ЛОМами

На Южном Урале стартовала избирательная кампания. До муниципальных выборов и выборов в Законодательное собрание области осталось немногим более полутора месяцев, однако активность кандидатов пока невелика. Как проходит предвыборная гонка? Чем удивят будущие депутаты потенциальных избирателей? Отразился ли кризис на нынешней агитации? Об этом и многом другом еженедельник «МК-Урал» побеседовал с докто­ром политических наук директором Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации Сергеем Зыряновым.

На Южном Урале партии открыли охоту за ЛОМами

— Сергей Григорьевич, как вы оцениваете старт избирательной кампании?

— В Челябинской области в 2015 году будет проходить 263 избирательные кампании. В целом старт соответствует параметрам начального этапа избирательной кампании — поиска и выдвижения кандидатов. Первый шаг уже сделан, поданы списки кандидатов, включая самовыдвиженцев. Идет их регистрация. Фактически уже три партии — «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР — начали размещать свои агитационные материалы.

— В чем заключается сложность нынешних выборов?

— Во-первых, большинство политических партий в межвыборный период фактически отсутствуют в информационном и политическом пространстве, и только некоторые из них в лучшем случае ведут работу на местах через своих депутатов, поэтому избиратели порой даже не знают о существовании и партий, и депутатов.

Во-вторых, сложности возникли после введения в избирательное законодательство новаций, которые касаются порядка избрания глав муниципальных районов и городов при формировании исполнительных органов власти муниципалитетов. Эти новации зафиксировали отказ от прямых выборов глав указанных муниципальных образований, что, безусловно, снизит интерес избирателей к участию в выборах только представительных органов муниципальной власти. Но у этих выборов есть паровоз — выборы в ЗСО. Так что выборы в муниципальные советы будут своеобразной нагрузкой к ним.

— Разве среди кандидатов в депутаты нет достойных и по-хорошему буйных?

— Конечно, есть. Но этого недостаточно для того, чтобы бороться за все вакансии и для обеспечения хорошей явки. Традиционно население очень слабо информировано, в чем заключается деятельность представительных органов власти как на уровне муниципалитета, так и на уровне ЗСО. Аналитики прогнозируют невысокую явку избирателей 13 сентября. Хотя ее, конечно, подтянет уже начавшаяся информационно-агитационная кампания, участие в этих выборах губернатора, который возглавляет партийную тройку «Единой России», ну и традиционное административное давление на управляемый электорат.

— А насколько жесткой будет борьба между партиями?

— Не думаю, что мы станем свидетелями какой-то серьезной борьбы грудь в грудь, стенка на стенку. Скорее всего, «Единая Россия» получит те же самые результаты или близкие к тем, которые у нее были в 2010 году. Ее основными конкурентами, безусловно, являются КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

На политической сцене в области четыре основных игрока. Именно им предстоит разыграть мандаты.

Отмечу, что на сайте облизбиркома зарегистрированы восемь региональных отделений партий, претендующих на участие в выборах в ЗСО. Чуть большее количество — двенадцать — намерено участвовать в выборах на муниципальном уровне, в то время как в области на сегодняшний день зарегистрировано 61 региональное отделение партий. Получается, что перед выборами 13 сентября политически живы около 20% партий, остальные в летаргическом сне.

— Какова вероятность того, что новичкам все-таки достанутся мандаты?

— Не исключаю, что кому-то из четырех новых партий удастся получить хотя бы один мандат депутата ЗСО. Это было бы для них серьезным успехом, поскольку облегчит участие в выборах в Госдуму, которые пройдут осенью будущего года, ну а мандаты муниципального уровня могут получить 8 — 10 партий.

— Ваш прогноз: как распределятся места в Заксобрании?

— Уже на старте избирательной кампании партии выглядят по-разному с точки зрения претензий на то или иное количество мест, за которое они готовы бороться. Например, «Единая Россия» имеет 106 выдвинутых кандидатов по единому избирательному округу и еще 30 — по одномандатным избирательным округам. «Справедливая Россия» — 83 кандидата по единому избирательному округу и 30 кандидатов по одномандатным избирательным округам, КПРФ выглядит значительно слабее: 37 кандидатов по единому избирательному округу и 20 кандидатов по одномандатным округам. У ЛДПР — 60 кандидатов по единому избирательному округу и 28 кандидатов по одномандатным округам, у партии «Родина» — 49 кандидатов по единому избирательному округу и пять — по одномандатным.

— Насколько корректно говорить о том, что выборы в Заксобрание — разминка перед выборами в Госдуму?

— Для партий, чьи представители победят на предстоящих выборах, процедура включения в избирательную кампанию по выборам в Госдуму окажется куда легче, они получают право не проводить сбор подписей избирателей.

К тому же выборы в Заксобрание позволят посмотреть, какими интеллектуальными и финансовыми ресурсами располагают политические партии, как региональные отделения организуют работу по подготовке и проведению выборов и сколько политических бойцов они могут привлечь для участия в выборах. Здесь очень важна категория кандидатов — лидеров общественного мнения, так называемых ЛОМов, за которыми с февраля-марта начали охотиться региональные отделения политических партий. Это люди, которые не всегда являются членами данных партий, но согласны под их флагом куда-либо избираться.

Еще одна задача на будущее, которую решают региональные отделения, готовясь к участию в выборах 2015 года, заключается в том, что они проверяют состояние своих бюджетов. Ведь без достаточного количества денежных средств нельзя провести хорошую избирательную кампанию. Сейчас ведется поиск тех людей или организаций, которые будут оказывать финансовую поддержку отделениям партий. Обычно за такую поддержку в партийный список включают конкретного человека, которого условно можно назвать кошельком партии.

Пожалуй, именно в этих трех обстоятельствах заключается состояние «разминки» перед выборами в Госдуму. Однако выборы в Госдуму — это выборы другого уровня. Нельзя ожидать, что результат, который покажут региональные отделения политических партий на выборах 13 сентября, один в один повторится на выборах в Госдуму.

— Как лидирующим партиям удается сохранять высокие позиции?

— Если говорить о «Единой России», то она имеет хороший рейтинг благодаря тому, что является партией власти. У нас в области очень большой процент избирателей — около 60% — устойчиво демонстрируют патерналистскую политическую культуру, и это базовый электорат «Единой России».

У «Справедливой России» есть своя базовая электоральная группа — это те избиратели, которые не поддерживают «Единую Россию» и ориентированы на принцип «справедливости». Значительную часть поддержки справедливороссам, по крайней мере в Челябинской области, обеспечивает ее прошлое. Ведь раньше это был электорат партии пенсионеров. Вдобавок у нас в регионе есть яркий федеральный и местный лидер — Валерий Гартунг.

А у региональных отделений КПРФ и ЛДПР нет таких заметных лидеров, но зато есть хорошо раскрученные политики-лидеры на федеральном уровне. Можно предположить, что Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов появятся в рамках рекламной кампании на выборах в ЗСО и будут агитировать южноуральцев голосовать за своих однопартийцев. Это будет достаточно серьезным политическим ресурсом, повышающим интерес к этим партиям.

— Одна из партий довольно активно проводит предвыборную кампанию, муссируя тему платы за капремонт. Это, на ваш взгляд, удачный пиар-ход?

— Да, это актуальная тема. Однако маловероятно, что отменят закон о капитальных ремонтах многоквартирных домов, хотя пока, с точки зрения экспертов, в его тексте имеют место несбалансированные формулировки, и население не очень активно вносит оплату по рассылаемым квитанциям. Возможно, благодаря критической позиции справедливороссов хотя бы внесение поправок в этот закон удастся сдвинуть с мертвой точки.

— Уже есть замеры общественного мнения о поддержке той или иной партии?

— В Интернете размещены данные социологического опроса, согласно которым 53,7% респондентов готовы голосовать за «Единую Россию», 8% — за КПРФ, 6% — за ЛДПР и 3% — за «Справедливую Россию». Остальные партии пока не имеют даже однопроцентной поддержки среди избирателей, но к 13 сентября многое может измениться…

— Вернемся к проблеме явки. Каков ваш прогноз?

— Трудно ожидать, что явка будет высокой, так как выборы 13 сентября — локальные. На мой взгляд, неплохо, если придет от 30 до 40% избирателей. Маловероятно, что явка перевалит за 40%, а вот при неблагоприятном раскладе она может составить и меньше 30%. Допускаю, что при комбинации каких-то сложных экономических и социальных негативных процессов интерес к выборам у населения может снизиться.

— Что вы имеет в виду под сложными процессами?

— Вице-премьер Ольга Голодец отметила, что в июне реальные, то есть с поправкой на инфляцию, зарплаты россиян снизились на 13% по сравнению с июнем прошлого года, а розничный товарооборот за этот же период сократился на 15%. Это во-первых.

Во-вторых, Росстат сообщил, что по итогам полугодия спад промпроизводства составил в стране почти 3%. По итогам июня спад промпроизводства в годовом выражении составил около 5%.

В-третьих, исследовательский холдинг «Ромир» объявил, что две трети россиян в потреблении перешли в режим экономии. Так, 55% из 1500 опрошенных частично сократили некоторые свои расходы, а 11% полностью отказались от потребления ряда товаров и услуг. Причина — высокие цены, то есть инфляция. Только 34% россиян говорят, что и сегодня покупают те же товары и услуги, что и раньше. Все эти обстоятельства могут негативно отразиться на настроениях и явке избирателей.

— Но ведь тему кризиса тоже можно удачно раскачать в период выборной кампании? Такие примеры есть.

— Те предвыборные материалы, с которыми мне удалось ознакомиться, практически не затрагивают тему кризиса. Партии стараются не фиксировать внимание избирателей на сложной ситуации в экономике и уходят от нее в мелкотемье.

Пожалуй, только одна партия использует эту тему — КПРФ. Ее российский лидер заявляет, что бездарная экономическая политика нынешнего правительства привела к кризису. Остальные партии обходят и будут обходить тему кризиса стороной, так как она неудобна для политической партийной пропаганды и противоречит медийной публичной повестке дня.

— На чем же тогда будут акцентировать внимание оставшиеся партии?

— Неплохие наработки по предвыборной проблематике есть, например, у ЛДПР. Здесь традиционно говорят о патриотизме, борьбе с коррупцией, проблемах в здравоохранении. Представители КПРФ будут говорить об отсутствии справедливости, засилье капиталистического олигархизма, поддержке малоимущих слоев населения и многодетных семей. А программа «Единой России», скорее всего, охватит несколько аспектов. Единороссы будут говорить и о развитии экономики, и о сохранении доходов населения, и о решении местных проблем.

Естественно, что все эти темы в разной степени, но все же коррелируются с российской повседневностью.

— Напоследок хотелось бы узнать, почему южноуральцам все-таки нужно идти на выборы?

— Необходимо понимать, что, выбирая представителей власти, граждане отдают им свою политическую волю — определенное поручение, заявляют о доверии к программе или позиции и надеются, что их проблемы будут решены. Те же, кто не ходит на выборы, оказываются в положении людей, которые надеются только на себя. Конечно, у таких граждан куда меньше морального права ­обращаться к депутатам уже после их избрания, чем у тех, кто все-таки пошел и проголосовал.

 

Спарвка МК:

В предвыборной гонке за места в Заксобрании участвуют десять партий. Список претендентов включает в себя такие политические партии, как «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Яблоко», «Коммунисты России», «Патриоты России», «Родина», РППС и «Возрождение России». Вместе с выборами в Заксобрание также пройдут 263 кампании по выборам представительных органов муниципальных образований.