В Челябинске на городском педсовете обсудили перспективы образования

Традиционная августовская конференция работников образования — хорошая возможность накануне нового учебного года обменяться опытом и обозначить задачи на будущее. Мероприятие прошло в Челябинске на минувшей неделе. В актовом зале ЧелГУ собрались руководители лицеев и гимназий, школ и вузов, детсадов и учреждений дополнительного образования. Подробности — в материале «МК-Урал».

В Челябинске на городском педсовете обсудили перспективы образования
Фото пресс-службы администрации города

За пятилетку — 13 школ

В Челябинске в ближайшие годы будет построено 13 школ. С введением новых учебных заведений удастся перейти на обучение только в первую смену. Об этом на традиционном августовском совещании работников образования заявил глава города Евгений Тефтелев. Планируется, что новые учебные заведения появятся в областной столице до 2020 года.

— Надеюсь, что мы выполним поручение президента, касающееся перевода учащихся на обучение только в одну — первую — смену, — выразил надежду Евгений Николаевич. — Также необходимо думать об универсальных школах, где имеются подготовительные классы.

Вместе с тем в прошлом году в мегаполисе было введено в действие пять детских садов и одна школа. Власти намерены продолжить эту работу.

— До конца этого года откроем еще пять детсадов и начнем строительство школы в микрорайоне Парковый, — поделился планами выступающий. — Благодарим областные власти за оказанную поддержку.

В Челябинске 100 процентов детей в возрасте от трех до семи лет охвачены дошкольным образованием. Здесь власти тоже держат руку на пульсе и вовремя определяют ребятишек в детсады. К слову, охват дошкольным образованием детей от одного года до трех лет в городе составляет 84 процента.

По словам градоначальника, то, что сегодня закладывается педагогами в школах и детсадах, в конечном итоге находит отражение и в развитии промышленности города, и в его облике.

— От того, кто придет нам на смену, зависит многое. А именно вы, педагоги, готовите будущее Челябинска, — считает Евгений Тефтелев. — Учебные заведения — это визитная карточка города. Во многом то, как будет выглядеть город, определяете вы, уважаемые директора и заведующие, и те коллективы, которыми вы руководите.

Стоит отметить, что качество работы челябинских педагогов оценено и на федеральном уровне.

— Мы давно завоевали право называться лучшими, — заявил градоначальник. — Несколько образовательных учреждений входят в Топ-500 лучших школ России, а два учебных заведения и вовсе попали в Топ-25.

На подготовку направили миллионы

На подготовку образовательных учреждений к новому учебному году было потрачено 127 миллионов рублей. На эти деньги удалось отремонтировать 49 кровель и 13 фасадов. Также за лето благоустроили шесть территорий, включая реконструкцию пришкольных стадионов. При этом в 90 процентах школ и 50 процентах детских садов удалось создать безбарьерную среду, позволяющую обучаться совместно детям-инвалидам и детям, не имеющим ограничений.

— Думаю, что все учебные заведения города 1 сентября распахнут свои двери для учащихся, — сказал Евгений Тефтелев. — Хорошо, что у нас есть тесное сотрудничество учреждений образования и промышленных предприятий. Только так работа будет вестись правильно.

Градоначальник поблагодарил работников образования за преданность делу и высокие результаты, которых удалось достичь в минувшем учебном году.

— Пускай этот учебный год будет нисколько не хуже предыдущего! — добавил Тефтелев. После этого он вручил почетные дипломы и денежные премии педагогам. Награждение проводилось в номинациях «Прорыв», «Легенда» и «Эффективный руководитель районной образовательной системы». Затем с приветственным словом выступила первый замминистра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. Она также поздравила педагогов и вручила министерские награды.

Требуются молодые специалисты

В мегаполисе полным ходом идет модернизация сети образовательных организаций. К началу нового учебного года во всех заведениях города провели работу по приведению штатной численности работников в соответствие с нормативами, уменьшили количество ставок, которые финансируются за счет областного бюджета.

— Экономический эффект от оптимизации составил 35,5 миллиона рублей, — поясняет председатель комитета по делам образования Светлана Портье. — Эти средства будут направлены на зарплату работников.

В ближайшее время систему образования ждет масштабная реорганизация. Сейчас в этот процесс вовлечены 26 учреждений.

— Мы всегда идем по пути укрупнения организаций. Такой подход позволяет эффективно их содержать и решать все поставленные задачи, — говорит Светлана Викторовна. — Крупная организация имеет больше возможностей в реализации образовательных программ, индивидуализации обучения. Повышается зарплата педагогов, возрастает возможность увеличения их нагрузки.

Также Светлана Портье рассказала собравшимся о том, как в минувшем году четвероклассники участвовали в региональном мониторинге индивидуальных достижений обучающихся.

— В целом по городу с комплексной работой справились 98,4% учащихся, по русскому языку — 97,1% , а по математике — 98,2%, — привела данные председатель комитета. — Анализ работ показал, что в большей степени у учащихся четвертых классов сформированы умения преобразовывать и интерпретировать информацию, в меньшей — осуществлять поиск информации и понимать прочитанное.

Вместе с тем общая численность работников, занятых в сфере образования, незначительно, но растет. С каждым годом молодых кадров становится больше.

— В системе образования Челябинска доля молодых специалистов составляет 22 процента от общей численности педагогических работников, — отметила Светлана Портье. — Однако, несмотря на повышение заработной платы, в целом желаемого обновления качества педагогического корпуса, его возрастной структуры не происходит.

фото: Вячеслав Никулин

Педагог ребенку друг

В последние годы система дошкольного образования переживает глубокие изменения, которые затрагивают идеи, подходы, цели и задачи. Такого мнения придерживается заведующая детским садом № 251 Надежда Мальцева.

— Впервые дошкольное образование стало первым уровнем системы общего образования. Получается, что государство гарантирует родителям ребенка не только доступность, но и качество образования на новом уровне. Хотелось бы понять, владеют ли наши педагоги основными компетенциями, необходимыми для создания оптимальных условий развития детей? — задалась вопросом докладчица.

По мнению педагога, сегодня стоит задача готовить таких специалистов, которые способны гибко адаптироваться к разным ситуациям, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике. Кроме того, сотрудники детсадов должны грамотно работать с информацией, уметь видеть проблемы и искать различные пути их решения, используя современные технологии.

— С этой целью в нашем учреждении организуется сопровождение педагога, направленное на развитие прежде всего его психологической готовности к инновационной деятельности, создание условий для самосовершенствования, — пояснила Надежда Мальцева. — Повышение квалификации педагогов происходит в рамках дискуссий, мозговых штурмов, практикумов, кейсов и имитационных упражнений. Также у каждого сотрудника имеется индивидуальная программа повышения квалификации на несколько лет, включающая в себя график курсовой подготовки и план по самообразованию.

Однако до сих пор остается достаточно много проблем, в которых педагоги не совсем компетентны. Речь идет о вопросах инклюзивного образования. Например, в детсадовской группе из 25 человек один ребенок имеет особенности развития, а педагоги не знают, что с ним делать. Сюда также можно отнести вопросы развития одаренных детей или вопросы все более усиливающейся детской агрессии.

— Нам бы хотелось получить помощь структур, обеспечивающих повышение квалификации педагогов в данном направлении, — заявила заведующая детсадом.

Кроме того, по мнению специалиста, педагоги должны сами стремиться создавать развивающую среду в дошкольном учреждении.

— Необходимо обес­печивать возмож­ность реализации раз­ных видов детской активности — игровой, коммуникативной, позна­вательно-исследователь­ской, двигательной и ряда других. При этом обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей и коррекцию недостатков их развития, — рассуждает специалист. — Педагоги нашего детсада понимают значимость работы в данном направлении и с особой ответственностью относятся к организации предметно-пространственной среды. Однако администрация учреждения и родители принимают активное участие в ее совершенствовании.

Так, в детсаду созданы условия для информатизации образовательной среды: в помещениях установлены ноутбуки, а также другое интерактивное и многофункциональное оборудование.

— К сожалению, ни высшее образование педагога, ни грамотно организованная среда, ни создание материально-технических условий не смогут обеспечить качество образования, если педагог не учитывает требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы, — убеждена заведующая. — Развитие детей во многом зависит от взаимодействия воспитателя и ребенка, воспитателя и родителя. Современный педагог принимает детей такими, какие они есть, и верит в их способности. Он не подгоняет ребенка под какой-то определенный стандарт, он строит индивидуальное общение с каждым.

 

 

Кстати, в мае будущего года управление образования в Челябинске (а ныне комитет по делам образования) будет отмечать свой вековой юбилей. Не сомневаемся, что к этой дате юные челябинцы вместе с педагогами завоюют еще массу наград как областного, так и всероссийского и международного уровня.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 26 августа 2015

Заголовок в газете: Большие перемены

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру