Главный конструктор радиозавода «Полет» рассказал о ситуации на знаменитом предприятии

Михаил Аврумович Шильман — главный конструктор АО «Челябинский радиозавод ­«Полет». 5 мая этого года ему исполнилось 85 лет. На радиозаводе он проработал 61 год. Начинал с 1954 года регулировщиком, затем был переведен начальником лаборатории. С 1962 по 1971 год — заместитель главного инженера завода. С 1971 по 2011-й — начальник ОКБ, а с 2011 года — главный конструктор предприятия.

Главный конструктор радиозавода «Полет» рассказал о ситуации на знаменитом предприятии

И с детства труд познал…
Все годы работы на предприятии были годами его творческого созидания. В стенах завода он вместе с коллегами создавал образцы радиолокационной и радионавигационной техники, системы пеленгации, посадки, радиомаяки. Все они потом нашли применение в российских аэропортах. А созданные под руководством Шильмана аэродромные обзорные радиолокаторы сегодня используются не только в России, но и за рубежом.
— Уверен, техникой вы болеете с детства, — говорю я ему. И попадаю в молоко.
— В детстве было не до техники — война… — отвечает. — Я даже в Киевский политехнический институт поступил по зову сердца: романтика позвала. Это уже потом, когда пришел на Челябинский радиозавод «Полет», понял, что выбор профессии сделал правильный. Потому что сильно увлекла меня эта работа. 
Впрочем, цену труда он познал рано. Началась война. В годы первой эвакуации в Краснодарский край (Кубань) 12-летний Миша пахал на двухлемешном плуге на двух парах быков. 
Отец ушел на фронт. После окружения немцами Кубани семья была эвакуирована в Казахстан. Через два года они получили страшную весть о гибели отца. 
Мальчик очень сильно переживал смерть близкого человека, поэтому решил отомстить врагам за него. Он пошел на вокзал станции, где располагалась воинская часть, и нашел командира полка. Попросил, чтобы взяли его на фронт. Тот, как ни странно, согласился. «Будешь сыном полка!» — сказал он. Однако планам мальчика не суждено было исполниться: пришла на вокзал мать и забрала сына домой.
В мае 1944 года семья Шильман вернулась на Украину. Там Михаил окончил школу, затем Киевский политехнический институт и по направлению уехал в Челябинск, который стал для него родным городом.
 

Нужен как воздух 
За все эти десятилетия радиозавод не раз преодолевал возникавшие экономические трудности. На глазах Шильмана происходили взлеты и падения предприятия, и проблемы, которые в последнее время вновь одолели «Полет», ветеран завода воспринимает весьма остро: 
— Они не ведают, что делают… 
«Они» — это те, кто прямо или косвенно влияет на судьбу предприятия. А сегодня, к сожалению, положение «Полета» таково, что впору задаваться классическим вопросом: быть или не быть? 
— И все потому, что там, в высоких кабинетах, не разобрались с тем, какую важную роль играет челябинский радиозавод в интересах безопасности полетов и обороне родной страны, — сокрушается Шильман.
Небольшая ремарка: Челябинский радиозавод «Полет» со времени своего основания — с 1952 года — производит аэродромную технику для нужд военной и гражданской авиации. За это время он поставил для Минобороны навигационные, радиолокационные и посадочные изделия, обеспечивающие управление движением воздушных судов и их посадкой. 
Все 100% аэродромов Минобороны России, стран СНГ и 20 стран дальнего зарубежья (в которые поставлялись и поставляются российские боевые самолеты) оснащены навигационной и посадочной аппаратурой, выпущенной АО «ЧРЗ «Полет». Как рассказал Михаил Аврумович, «Полет» принимал непосредственное участие в оснащении системы А-35 противоракетной обороны Москвы, в реализации таких легендарных проектов, как посадочный комплекс космического челнока «Буран», который в 1988 году приземлился в автоматическом режиме, в изготовлении аппаратуры для оснащения авианосца «Адмирал Кузнецов» и других. Оборудование АО «Челябинский радиозавод «Полет» работает на четырех континентах, в 25 странах мира. На 80% аэродромов гражданской авиации установлены 
радиолокационные, поса­дочные, навигационные комплексы, изготовленные радиозаводом «Полет».
Казалось бы, все эти факты однозначно свидетельствует об одном: предприятие как воздух необходимо государству. В принципе, так должно быть в идеале. 
А что имеем в реалиях? 

Михаил Шильман, 60-е годы.

Печальная картина
«Все течет, все изменяется», — сказал когда-то давно греческий философ Гераклит. Наверняка он имел в виду и процесс непрерывного совершенствования. Именно этот процесс в радиотехнической отрасли происходит постоянно, поскольку все мы живем в мире технического прогресса. И радиозавод «Полет», оснастив однажды техническими средствами аэродромы страны и зарубежья, не успокаивается, почивая на лаврах, а продолжает усердно трудиться, чтобы постоянно модернизировать эти средства и разрабатывать новые, улучшать их технические характеристики, повышать надежность оборудования и, соответственно, безопасность полетов.
Все трудоемкие работы по науке и производству, по модернизации и разработке новых изделий, за исключением изделия СП-2010 и работ по замене передающих устройств, выполненных на металлокерамических лампах на твердотельные передатчики для радиотехнической системы ближней навигации, АО «ЧРЗ «Полет» проводит за счет собственных средств.
Важнейшей проблемой, определяющей возможность существования завода, является порядок и сроки оплаты за поставляемые изделия. В договорах с гражданской авиацией аванс от стоимости всех работ составляет 30%. Окончательный расчет за изготовление изделия производится после его отгрузки. Ввод в строй является отдельным этапом и оплачивается после ввода изделия в эксплуатацию. Договора с Минобороны заключаются, как правило, на комплект изделий, поставляемых в одну из воинских частей. Аванс составляет 50%. Окончательный расчет производится после ввода в эксплуатацию всего комплекта изделий. Затраты на приобретение комплектующих и материалов составляют 30 — 35%. Производственный цикл изделий — 10 — 12 месяцев. Это означает, что у завода после приобретения комплектации и материалов практически нет средств на выплату заработной платы. Это вынуждает его брать в банках кредиты. Таким образом, затраты на заработную плату увеличиваются на процент кредита, который составляет 20%. Такая ситуация выгодна только банкам и противоречит интересам завода и государства. Кроме того, в настоящее время банки не выдают кредиты, и завод не выплачивал заработную плату работникам на протяжении двух месяцев, что, естественно, вызывает отрицательный настрой работающих, снижается производительность и эффективность работы ИТР и увеличивается текучесть кадров, особенно квалифицированных. 
Условия оплаты по договорам Минбороны (окончательная оплата осуществляется после ввода всего комплекта изделий в эксплуатацию) совершенно неприемлемы, так как сроки ввода в эксплуатацию определяются готовностью строительно-монтажных работ, наличием самолетов-лабораторий и других факторов, не зависящих от завода. В настоящее время не дается право на отгрузку после сдачи изделий представителю заказчика до уведомления о готовности к их приему. Долг Минобороны АО «ЧРЗ «Полет» составляет 238 млн рублей.
— По изделиям гражданской авиации оплата производится после проведения приемо-сдаточных испытаний и доставки до места эксплуатации, — говорит Шильман. — Таким образом, существование нашего завода и, не сомневаюсь, других, выпускающих аналогичную продукцию, при таких условиях невозможно. По нашему твердому убеждению, аванс за работу должен составлять не менее 80 — 90%. Окончательные расчеты должны быть разделены и выполняться после отгрузки изделий по стоимости изделия и отдельно после ввода изделия в эксплуатацию по стоимости ввода. Убедительно прошу руководство Минобороны и гражданской авиации незамедлительно устранить причины, которые могут привести к развалу оборонной промышленности РФ.
С 2004 по 2014 год АО «ЧРЗ «Полет» входило в состав концерна «Вега», руководство которого помогало предприятию в меру своих возможностей и административного ресурса. А затем завод передали «Объединенной приборостроительной корпорации», работающей под эгидой гос­корпорации «Ростех». 
 

Руководство ОПК, ГК «Ростех» за два года не разобралось с тем, какую роль играет завод в интересах государства, и не решило ни одного вопроса в интересах завода, дав определение АО «ЧРЗ «Полет» — «непрофильный актив», что тормозит экономическое и техническое развитие предприятия.

Такое положение создает угрозу проведению модернизации и разработке изделий и обусловит неизбежное отставание от конкурентов, потерю научных и производственных кадров и полную остановку завода. 
Все это в целом может привести к тому, что в ближайшие три-четыре года завод не сможет поставлять изделия Минобороны и поддерживать устаревшие в работоспособном состоянии, что в перспективе приведет к снижению боевой готовности МО РФ, а в будущем — к неизбежности приостановки полетов.
Вот такую печальную картину нарисовал главный конструктор «Полета». Но вся беда в том, что этот грустный сценарий, как бы нам ни хотелось, может воплотиться в реальность: налаженная десятилетиями деятельность радиозавода сегодня, увы, дала трещину. 

Конкуренция — движущая сила 
Исключительно негативную роль может сыграть намерение руководства «Ростех» создать холдинг под руководством ОАО «Азимут». 
ОАО «Азимут» выпускает изделия СП-200 и РМА/РМД. По данному вопросу ОАО «Азимут» является прямым конкурентом АО «ЧРЗ «Полет», которое выпускает аналогичную аппаратуру. В этом случае может быть применен административный ресурс в пользу ОАО «Азимут», что исключит конкуренцию как самую движущую силу. Конкуренция приводит к тому, что заказчик приобретает изделие, имеющее лучшие технические характеристики, более высокую надежность и низкую цену. Все это, естественно, в интересах государства и является основой прогресса для развития всех отраслей промышленности во всем мире.
 
Рассказывая о проблемах родного предприятия, Михаил Аврумович расстраивается не на шутку. Оно и понятно: в радиозавод «Полет» он вложил часть своей души. И теперь, видя, что предприятие стоит на грани выживания, не может смириться с таким положением дел. 
— Неужели там, в высоких кабинетах, не понимают, что если завод перестанет поставлять новые радиоизделия и модернизировать устаревшие, то это приведет к снижению боеготовности страны, а в будущем — к остановке полетов российских воздушных судов? — задается вопросом ветеран.
Услышит ли его кто-нибудь?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 28 октября 2015

Заголовок в газете: «Полет» — судьба моя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру