Челябинские власти сумели создать благоприятный климат для развития предпринимательства

В начале этого года под патронажем Агентства стратегических инициатив (АСИ) Челябинск стал одной из 24 пилотных территорий, где внедряются успешные практики, направленные на создание благоприятного инвестиционного и бизнес-климата.

Челябинские власти сумели создать благоприятный климат для развития предпринимательства
Фото Вячеслава Никулина

К слову, тесное сотрудничество АСИ с региональной властью ведется с 2012 года. Стороны работают над внедрением и мониторингом инвестиционного стандарта на территории Челябинской области, по итогам которого эксперты, бизнес-сообщество и чиновники признали необходимость аналогичных мер на муниципальном уровне.

Глава города Евгений Тефтелев рассказал о том, в чем заключаются успешные практики, каковы первые результаты на уровне отдельно взятого муниципалитета, кто оценивает механизмы действия и что планируется сделать в будущем.

Жалуйтесь — и вас услышат!

— Евгений Николаевич, эксперты федерального Агентства стратегических инициатив совместно с бизнесом определили 30 лучших практик для апробации. Челябинск реализовал все практики?

— Суть не в том, чтобы внедрить все меры. Сборник передовых практик рассматривается как руководство к действию, поэтому речь не идет о полном копировании, к тому же не стоит забывать об особенностях развития, традициях, структуре экономики того или иного города, района. У нас есть успешный опыт взаимодействия с бизнесом, которым можно поделиться, и есть то, что можно перенять у других.

По сути, еще года не прошло, как мы начали заниматься этой работой. Было отобрано 10 наиболее актуальных для города практик: шесть из них относятся к созданию институциональной среды, четыре — к оптимизации административных процедур. Подчеркну, что эта работа проводилась совместно с бизнесом. Именно предприниматели говорили нам, какие процедуры на местах буксуют, затягиваются или слишком обременительны, на что необходимо обратить внимание. Мы в свою очередь определили, что необходимо сделать муниципалитету, какие инструменты нужны для более полной информированности, доступности, упрощения ведения бизнеса.

— Расскажите о том, что уже сделано.

— Первыми шагами в процессе работы стало подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии между АСИ, Правительство РФ области и администрацией Челябинск, разработка дорожной карты по внедрению практик. При администрации города создана рабочая группа, которая выполняет функции проектного офиса. В ней задействованы несколько структурных подразделений администрации: комитет экономики, главное управление архитектуры и градостроительства, комитет по управлению имуществом и земельным отношениям и управление информационной политики. Их главная задача — сработать единой командой для создания благоприятных условий для предпринимателей.

Также отработаны механизмы взаимодействия с экспертной группой, состав которой утвержден представителями АСИ. В нее вошли предприниматели, представители общественных объединений, бизнес-омбудсмена. Именно эта группа оценивает внедрение практик с точки зрения бизнес-сообщества. На заседаниях экспертной группы руководители ответственных структурных подразделений докладывают о результатах внедрения практик, эксперты получают ответы на возникающие вопросы, их замечания и предложения учитываются администрацией города.

Как наладить диалог?

— Правильно понимаю, что это предварительная работа? Какие практики были отобраны и каковы результаты их реализации?

— Совершенно верно. Предварительная работа необходима не только по условиям сотрудничества с АСИ, она важна и для нас самих, так как необходимо понимать вектор движения, наладить диалог с бизнесом.

Авторы атласа лучших практик поделили их на три крупных блока. Мы выбрали создание институциональной среды и оптимизацию административных процедур. Нами разработан и размещен на сайте администрации инвестиционный паспорт нашего города. Он представляет собой визитную карточку Челябинска. Параллельно с этим занимались внедрением системы оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы уже действующих документов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Нами заключены соглашения о проведении ОРВ с крупнейшими региональными бизнес-объединениями, в том числе с «Опорой России», «Деловой Россия», Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, городским объединением работодателей «Челпром», а также с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Челябинской области. На сайте создан раздел, где размещаются проекты муниципальных нормативных правовых актов и проводятся публичные консультации. Все это нужно, чтобы услышать мнения предпринимателей и инвесторов, дать им возможность влиять на решения власти в вопросах осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. По проведенным экспертизам и ОРВ правовых актов учтено около половины полученных предложений.

Для удобства инвесторов и наглядности на сайте размещены план создания транспортной и социальной инфраструктуры и план создания инженерной инфраструктуры. Они увязаны с соответствующими муниципальными и ведомственными программами, планами и схемами.

С апреля действует совет по улучшению инвестиционного климата в городе. На его площадке установлено взаимодействие ресурсоснабжающих организаций (монополистов), застройщиков с предпринимательской общественностью. По итогам рассмотрения на совете два инвестиционных проекта получили административную поддержку. Речь идет о региональном выставочном центре на улице Академика Королева и проекте физкультурно-оздоровительного центра, который должен появиться на пересечении улиц Шаумяна и Омской.

Сегодня информация для инвестора сосредоточена в одном месте, на специализированном интернет-ресурсе муниципального образования об инвестиционной деятельности, на сайте администрации города. Это позволяет инвестору, предпринимателю быстро найти данные, оценить возможности для вложения инвестиций, просчитать свои риски и финансовые потребности проекта.

Особое внимание уделено работе по информационной поддержке и популяризации предпринимательской деятельности. Для предпринимателей организуют семинары, а для школьников-старшеклассников проводят экскурсии на предприятия. На сайте города действует раздел «Малое и среднее предпринимательство», где опубликованы информационные сообщения, перечни и графики мероприятий, полезные ссылки, правовая база, реестры получателей поддержки.

Борьба с административными барьерами в разгаре

— Евгений Николаевич, часто приходится слышать об административных барьерах для бизнеса. Каким образом решается эта проблема, находит ли она отражение в Атласе муниципальных практик?

— Этому в сборнике практик посвящен целый блок — оптимизация административных процедур. Нами отобрано несколько практик, которые, по мнению предпринимателей, являются самыми проблемными. Речь идет о сроках разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительстве.

В ходе работы мы добились сокращения сроков выдачи разрешительной документации на строительство, реконструкцию и ввод линейных объектов с десяти до пяти рабочих дней. Данное требование крайне жестко, но с момента его действия оно выдержано при выдаче 21 разрешения на строительство и восьми разрешений на ввод в эксплуатацию. Могу сказать, что соблюдение сроков постоянно проверяется и контролируется.

Кроме того, мы отработали с многофункциональным центром (МФЦ) вопросы по включению в их перечень услуг, которые связаны с разрешительными процедурами в предпринимательской деятельности, а также в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Сегодня предприниматель может обратиться по всем интересующим вопросам в части разрешительных процедур, финансовой поддержки как в структурные подразделения администрации города, так и в МФЦ. На его базе можно получить 19 видов государственных и муниципальных услуг.

Инвесторам, заключившим соглашения об инвестиционной деятельности с администрацией Челябинска, будут сокращены сроки прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений. Период предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки гражданам и юридическим лицам сократился с 30 до 20 календарных дней.

Также город взял на себя обязанность государственной регистрации договоров аренды недвижимого муниципального имущества, как вновь оформленных, так и подлежащих переоформлению. У предпринимателей появилась возможность сэкономить время и средства: юридические лица — 22 тысячи рублей, индивидуальные предприниматели — две тысячи рублей. На сегодняшний день с помощью этой процедуры зарегистрировано восемь договоров аренды муниципального имущества и еще столько же находятся в стадии оформления.

— Кто выставляет оценки по той или иной практике, ведь они наверняка должны контролироваться?

— Для власти в предпринимательских вопросах самый главный контролер — это бизнес.

Как я уже говорил, контролем практик занимается экспертная группа из представителей предпринимательского сообщества, также могут подключаться эксперты АСИ. При этом для чистоты эксперимента нам о проверках заранее не говорят, сообщают только о ее результатах по любой из внедряемых практик. Так, экспертная группа провела общественную экспертизу и признала полностью внедренными все десять практик. Проектный офис правительства области также признал полностью внедренными все практики Челябинска. Итоговую экспертизу сделает АСИ. Буквально на днях эксперты агентства сообщили о завершении этапа пилотного внедрения практик во всех 24 муниципальных образованиях России. Однако это не значит, что можно поставить точку, до этого еще далеко. С мест, от самих предпринимателей к нам поступают сигналы, обращения и по другим проблемам бизнеса. Поэтому мы планируем взять и другие успешные практики и отработать их реализацию, продолжим взаимодействие с АСИ по другим направлениям.

 

Комментарий эксперта

Дмитрий Довженко, председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской думы, представитель АСИ в Челябинской области:

— Успешные практики — это наиболее важные меры, инструменты, подходы, признанные в первую очередь экспертами и бизнесом, которых необходимо придерживаться и выполнять, чтобы привлекать новый и упрощать жизнь уже существующему бизнесу. А дорожная карта — это детальный план по реализации практик.

Бизнес говорит, в чем заключается его проблема, задача власти — услышать и совместно с бизнесом, естественно, в рамках законодательства решить эту проблему.

Эксперты АСИ в процессе работы с предпринимателями определили ряд характерных для большинства российских городов проблем, с которыми наиболее часто сталкивается бизнес, вывели те инструменты и подходы, которые помогают устранять их. Был проанализирован опыт 65 муниципальных образований из 35 российских регионов. Обобщили наиболее успешный, доказавший свою эффективность опыт, направленный на качественное развитие и улучшение бизнес-среды, работу с инвесторами и привлечение инвестиций в городах. Получилось около 30 практик на уровне муниципальной власти, которые стоит взять на вооружение для создания нормальных бизнес-условий.

 


 

 

 


Разместить рекламу и объявление в газете «Московский комсомолец-Урал»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 25 ноября 2015

Заголовок в газете: Бизнес больше не «кошмарят»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру