Гендиректор Челябинского концертного объединения Алексей Пелымский: «Еще неизвестно, какой артист из меня бы получился...»

У меня который год исправно идут карманные часы, на крышке которых старинное городское здание и надпись: «Челябинский государственный драматический камерный театр». Это память о первом знакомстве с Алексеем Николаевичем Пелымским. Взглянул на циферблат и подумал: давно пришло время рассказать о человеке, с которым нас связывает давняя дружба.

Гендиректор Челябинского концертного объединения Алексей Пелымский: «Еще неизвестно, какой артист из меня бы получился...»

Родился он в Свердловской области, в селе Липка… Название-то какое! Словно чувствуешь аромат цветущих деревьев, слышишь жужжание над ними пчел. В общем, благодать. Вот здесь и появился на свет в интеллигентной деревенской семье Алеша Пелымский. Это был год 1967-й.

Дебют

О его детстве мы скажем вскользь и лишь для того, чтобы эта страничка биографии помогла понять, откуда взялись жизненные устремления нашего героя. Однажды совершенно случайно ученика младших классов Алешу Пелымского ввели в массовку спектакля, поставленного на школьной сцене. Потом у дебютанта пионерской самодеятельности начались выступления соло: стал читать стихи, ездить на конкурсы. Стимулировали увлечение и грампластинки, которые покупали родители. Слушать их Алексей готов был все время, а любимую сказку — спектакль «Алиса в Стране чудес» — ставил на диск проигрывателя раз пятьдесят. У счастливого обладателя фильмоскопа и пленок к нему ребятня собиралась на «киносеанс».

Такой культурный досуг стимулировал растущий интерес к чтению. Благо домашняя библиотека в доме постоянно пополнялась. Читал Алеша много, быстро появились и особо любимые книги, такие, как «Приключения Тома Сойера». Мальчишкой сколько раз возвращался к понравившимся страницам! А года четыре назад снова открыл старенький томик. Получил громадное удовольствие.

В старших классах попалась Пелымскому в руки классическая детективная литература. Вместе с Пуаро, сотрудниками уголовного розыска из романов братьев Вайнер, комиссаром Мегрэ и другими героями любимого жанра «раскрывал» он запутанные преступления и радовался, если до окончания книги уже знал разгадку тайны.

В классе шестом-седьмом родилось желание быть артистом. Алексей Николаевич говорил об этом с таким чувством, что невольно напомнил мне одного из героев «Республики ШКИД» — мальчишку по прозвищу Мамочка, который страстно хотел выступать на сцене.

Нужны «штаны»

Рекруты из Тобольского культпросветучилища, посетив школу, предложили Алексею после сдачи экзаменов на аттестат зрелости идти к ним на актерское отделение. Но уже была намечена цель — Екатеринбургский театральный институт.

Тут вышла незадача: Пелымский опоздал на экзамены, и в этом мне видится перст судьбы. Справочник для поступающих в высшие учебные заведения подсказал адрес Челябинского института культуры.

Атмосфера храма знаний поразила абитуриента. Экзаменатор Людмила Ящинина — женщина гениальная, по определению Алексея Николаевича, — огорошила на собеседовании деревенского парня словами: «Я вашего Станиславского в гробу видела». Потом оказалось, что она так выразилась не фигурально, а на самом деле была в числе тех, кто провожал знаменитость в последний путь.

Паренек из глубинки совсем впал в ступор, когда преподаватель закинула ногу на ногу, воткнула сигарету в мундштук, прикурила и произнесла: «Нам, вообще-то, «штаны» нужны».

— А я не понял сразу, что такое «штаны», — задорно смеется Пелымский. — Как оказалось, так называли преподы абитуриентов мужского пола. Но дальше, когда выяснилось, что я не только регулярно читаю журнал «Театр», но и основательно проработал учебное пособие Бориса Евгеньевича Захавы «Мастерство актера и режиссера», то понял, что вступительные экзамены выдержу. Потом все-таки трижды подходил к доске объявлений со списками поступивших: не верилось, что вижу свою фамилию среди студентов актерско-режиссерского отделения.

После второго курса студента Пелымского призвали в армию. И, отслужив, он вернулся в родной институт уже на другой курс, к педагогу Виктору Александровичу Делю.

— Мы учились вместе с Ингой Оболдиной, Гариком Стрелковым, Еленами — Рыженковой, Ожигановой, Мальцевой… До сих пор хоть изредка, но встречаемся, со всеми сохранились прекрасные отношения. Однокурсники уже вступили в череду юбилеев, а вроде только недавно вуз окончили, — с теплотой говорит Алексей Николаевич. 

Коротким эпизодом из творческой жизни молодого дипломированного режиссера самодеятельного театрального коллектива стало создание Пелымским со товарищи театральной студии «Галерка», которая, хоть и жила недолго, стала важной творческой вешкой для многих, и для Алексея в том числе.

А дальше? Дальше Виктория Мещанинова пригласила его в 1991 году на пост директора Камерного театра. 

— Тогда он еще не носил статус государственного, а был при фонде культуры, — прокручивает ленту воспоминаний Алексей Николаевич. — Я совсем не понимал, что это за должность такая — директор театра. Мы занимали в здании областного центра народного творчества три комнаты: две гримерные оборудовали и каморку для административного состава. Два дня в неделю новому коллективу давали сцену. Каково? 

Замечу, если бы не титанические усилия Виктории Николаевны Мещаниновой, сумевшей найти с помощью добрых людей остров спасения в бушующем море 1990-х, то утонули бы тогда молодые театралы, как и многие другие творческие коллективы, брошенные на произвол судьбы.

Камерный и «Камерата»

А потом как в песне — «Кто весел, тот смеется, кто хочет, тот добьется…». 31 декабря 1992 года у первого губернатора Челябинской области Вадима Павловича Соловьева было хорошее настроение, и он подписал распоряжение о создании Камерного театра. Но получение официального статуса не значит, что дальше все пошло как по маслу. Позиции театра укрепились, когда он вышел на российский уровень. Особую роль в становлении сыграл фестиваль «Камерата».

— Мы создали его для того, чтобы привлекать зрителей, — говорит Пелымский. — Сначала решили: в начале года показывать все спектакли репертуара. Потом пригласили на нашу сцену близлежащие театры. Фестиваль «Камерата» помог привлечь в Камерный талантливых актеров, режиссеров. Александр Филиппенко читал «Мертвые души», Валентина Талызина была занята в спектакле, работала с нашими артистами. Мэтры задавали тон, помогали поднять качественную планку. Нас не финансировал бюджет. Все оплачивали собственными деньгами, помогали и спонсоры. Часто приходилось подсчитывать убытки. Но иногда фестиваль приносил и прибыль, не всегда коммерческую, что более важно — творческую.

Здесь не могу не упомянуть о создании закрытого арт-клуба Камерного, на «заседания» которого приглашали известных актеров — Терехову, Абдулова, Калягина, Караченцева, Шуфутинского… В клубе насчитывалось около пятидесяти членов, среди них были и известные в городе бизнесмены. Новация того времени, принятая на ура.

— Диск с записью вечера в клубе с участием Хазанова мы выставили на аукцион и продали за сумму, которая окупила все организационные затраты, — Алексей Николаевич с юмором вспоминает необычное для театра действо.

Камерный театр, чувствуется по разговору, его лучшие воспоминания. И понятно: это молодость, это творческое горение, время, когда порой действуешь на свой страх и риск, но добиваешься в конце концов успеха.

— А у директора Пелымского не возникало желание самому выйти на сцену?

— Нет. И хорошо, может быть, что не сложилась актерская судьба. Неизвестно, какой артист из меня бы получился, но вот до руководителя нужного уровня, похоже, дорос.

«Народ повернулся к классике»

Недаром говорят, что каждые пять — семь лет для пользы дела надо менять сферу приложения сил.

— Когда все гладко идет, становится скучновато, особенно такому неугомонному человеку, как я. Поэтому мой переход в филармонию выглядит весьма логично, — обосновывает Алексей Николаевич свое решение. — В музыкальном мире открывался другой объем работы, новый фронт деятельности. Камерный театр в этом смысле остается камерным, — смеется он. — А тут — твори. Поле деятельности — взглядом не охватишь! Чем, например, заменить эстраду, попсу, антрепризу, которые еще недавно заполняли сцену, а сегодня стали зрителю неинтересны? Классикой! Народ повернулся к ней. Великое искусство не умирает.

— Вы в Камерном оставили после себя богатое во всех смыслах наследство. Такова, наверно, мечта каждого руководителя. Камерный театр теперь неотъемлемая часть культурной жизни Челябинска. Но все равно это светлое прошлое. А как выглядит настоящее?

— Описывать — и двух газетных страниц не хватит, — становится серьезным Пелымский. — Сверхзадача — создание симфонического оркестра. Еще одна — организация при филармонии джазового центра, который должен стать самым крупным в российском масштабе. 

Все филармонии страны объединяет Союз концертных организаций России. В нем четыре секции: симфонических оркестров, народная и хоровая секции, секция органного движения. Месяц назад на совещании правления Союза было принято решение: секцию органного движения поручить вести Челябинской филармонии, очень почетное поручение. Теперь в нашу структуру влился оркестр художественного руководителя и дирижера, заслуженного артиста России Игоря Ежова. Так мы ответили на решение Москвы о создании центров духовой музыки в регионах.

Прерву директора, чтобы похвалить творческий коллектив филармонии, которая входит в тройку лучших в России. За последние десять лет сделан, прямо скажем, гигантский шаг в развитии, а музыканты, словно лайнер на взлете, стремительно покоряют высоты. Принята и успешно реализуется программа продвижения челябинских коллективов в европейских столицах. Имена зарубежных исполнителей постоянно появляются на афишах наших концертных залов.

Только что утвержден план основных мероприятий на 2017 год. Не останавливаясь на деталях, скажу одно: все идеи, нашедшие в нем отражение, будут реализованы, не сомневайтесь. Кстати, запланирован выход издания о джазе известного челябинского музыковеда Натальи Риккер, которое имеет все шансы стать уникальным.

И вот что замечательно: в каждой задумке есть доля участия директора Алексея Николаевича Пелымского. Что-то сам предложил, кому-то интересную мысль подсказал, чью-то задумку помог продвинуть, кого-то поддержал на творческом пути. И все это он, парень из деревни с таким замечательным названием — Липка.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 2 ноября 2016

Заголовок в газете: Директор из деревни Липка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру