Алексей Архиповский: «Мой инструмент - особая история»

Знаменитый на весь мир балалаечник об английских лампах и о том, какая музыка звучит в его голове

На концерте Алексея Архиповского в зале имени Прокофьева не было ни одного пустого места. И это при том, что за несколько дней до концерта купить билет не представлялось возможным. Далекому от музыки человеку сложно представить, что балалайка способна собрать полный зал. Но инструмент Алексея уже давно перестал быть балалайкой в буквальном смысле этого слова.

Знаменитый на весь мир балалаечник об английских лампах и о том, какая музыка звучит в его голове

«Поверил алгеброй гармонию»

Мне довелось дважды бывать на его выступлениях - в 2012-м и 2013-м годах. Тогда концерты состояли из двух отделений, и в каждом из которых был свой лирический герой. Сначала – разухабистый паренек в цветастой рубахе. Цитирую свой текст семилетней давности: «В первом отделении Алексей Витальевич завоевывает внимание зрителя виртуозными пассажами, узнаваемыми цитатами и музыкально-цирковыми трюками. Ловит воображаемую муху, кладет щеку на правую руку, продолжая извлекать звуки одной левой, играет за спиной и прочее. На большом экране в глубине сцены крупным планом показываются балалайка и руки музыканта. Во втором отделении Архиповский меняет нарядную с рисунком рубашку на черную водолазку с высоким воротником. Экран гаснет, и зрители, почти в полной темноте, видят только инструмент, руки и лицо балалаечника». В этом году музыкант от разухабистого паренька отказался. Не было трюков, ловли мух, игры через голову и прочего. Не было и чумового микса классики, джаза и рока. Все это, хоть и заводит зрителя, но для Алексея Архиповского – давно пройденный этап. На сей раз слушателям была предложена программа, целиком состоящая исключительно из авторских композиций, в том числе совсем новых.

До Архиповского балалаечники во время сольных выступлений просто приставляли к инструменту микрофон. Алексей совершил настоящую революцию, поставив на каждую струну пьезодатчик, преобразующий механические колебания в электрические. После этого было осуществлено многократное усиление звука – «озвучание» балалайки. Естественно, музыкант не смог бы сделать это все один, потребовалась помощь технических специалистов. У истоков долгого пути «озвучания» стоял Валерий Свистунов, один из самых «крутых» гитарных мастеров в России. Впоследствии Архиповский привлек болгарских и английских специалистов. Зал в полном восторге от того, как звучит балалайка, но Алексей считает, что так и не нашел идеальный звук.

- До сих пор этот поиск длится, - признался он во время короткого интервью после концерта. - Очень сложный вопрос, как сопоставить живой звук и электричество. Это такая общая проблема, гитаристы тоже с ней сталкиваются. Кто-то привыкает, а я пока не могу. Поэтому продолжаю работать в этом направлении.

-А чего вам не хватает?

- Очень много всего. Вот сейчас мы ждем преампа, который будет сделан из элементов, лучших в истории музыки. Он начинен английскими лампами 1970-х годов и очень интересными по звукопроводности проводами. Цель – сделать так, чтобы в звуке было меньше электричества и больше акустической информации.

- На каком инструменте вы сейчас играли?

- В челябинской филармонии я играл на инструменте, который не звучал уже пять лет! Иосиф Голинец 1928 года. Обычно на концертах я с балалайкой мастера Налимова 1915 года.

Семья или музыка? И то, и другое!

- За звукорежиссерским пультом, как всегда, была ваша супруга Светлана.

- Больше десяти лет мы работаем вместе. Каждый артист рано или поздно сталкивается с выбором: семья или работа? А нам удалось все это совместить, и это счастье для нас обоих.

- Удается ли вам давать мастер-классы?

- Если честно, то очень редко. И не только потому, что я много концертирую. Дело в том, что людей, перешедших на балалайку такой конструкции, как у меня – в мире единицы. Поймите, это особый инструмент, это уже не балалайка. Другой способ звукоизвлечения, другая манера игры. 15 лет я играл на обычной балалайке сначала в оркестре, потом сольно. Когда свершилась эта маленькая музыкальная революция (Алексей имеет в виду озвучание балалайки – О.Г.), она произошла не только в звуке, но и в технике, и в стиле. Так что я и мой инструмент – особая история. Учить могу, но не многие желают этому учиться.

- Могу вас обрадовать. В Челябинском молодежном театре поставлен спектакль «Давай никуда не улетим, Ежик». Слов там нет, зато звучит ваша музыка. И еще Баха.

- Иногда до меня доходит весточка, что где-то использована моя музыка. А используется она широко – и в документалистике, и в художественных фильмах. В 2017 году в прокат вышел фильм «Салют 7», саундтреком к которому стал ремикс «Золушки». Периодически появляются предложения что-то написать, но я стараюсь избегать таких историй: очень много своей работы.

- Новые произведения пишутся?

- Есть большое количество музыкальных идей, которые потихоньку развиваются. Со временем я их доведу до полной степени готовности. В этом году мы собираемся писать диск.

- Сейчас диски кажутся чем-то архаичным – все же есть в интернете.

- Тем не менее, спрашивают очень часто. В интернете часто качество не очень хорошее. Там куча моих концертов, отснятых на телефон. А хочется студийной записи.

- Вам как композитору хотелось выйти за рамки балалайки? Или у вас в голове музыка звучит только для вашего инструмента?

- У меня в голове музыка звучит вообще не для балалайки. Играю я ней, а внутри себя слышу другие составы. Где-то симфонический оркестр, где-то другие инструменты совсем. Но реализовать все это пока не решаюсь: не доверяю никому.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру