Достоевский без слов: челябинские артисты передали образы русской классики пластическим языком

Спектакль с момента постановки претерпел трансформации в связи с творческим ростом артистов

Творческое объединение «СмотриТЕатр» под руководством режиссера Сергея Зырянова занимается художественным осмыслением классических произведений мировой литературы с помощью пластики человеческого тела, мимики и жестов.

Спектакль с момента постановки претерпел трансформации в связи с творческим ростом артистов
Фото Дмитрия Куткина.

Челябинские зрители увидели в исполнении необычного творческого коллектива уже несколько спектаклей, среди которых шекспировский «Гамлет», чеховский «Вишневый сад», пушкинский «Дон Жуан». Спектакль по рассказам Достоевского появился в репертуаре театра год назад. За это время он претерпел определенные трансформации, которые связаны с собственным творческим ростом артистов. В минувшее воскресенье, 15 января, постановку вновь показали зрителям.

«За год спектакль не особенно изменился по форме и виду – зрители видят всю ту же декорацию и костюмы. Но, конечно же, он меняется в каких-то нюансах и элементах. У нас молодой развивающийся театр, мы постоянно находимся в поиске новых смыслов, интересной, необычной формы. Созданию определяющей наш театр формы мы посвящаем все время на репетициях новых спектаклей и говорим об этом постоянно. Нас уже узнают по тому, что мы совмещаем два интересных направления: пластическое выражение и драматургию. На пятьдесят процентов свою форму мы уже нашли, но не в полном объеме, поэтому в уже сделанный спектакль пытаемся включить новые идеи. Он меняется, потому что мы сами растем.

Мы изменяем танцевальную лексику в те моменты, когда хочется больше или меньше динамики. У нас есть новые ребята, которые попадают в спектакли, уже идущие в репертуаре, и привносят что-то новое. Это как живой организм. Я не могу сказать, что это кардинально другой спектакль, как, например, «Гамлет» или «Дон Жуан». Но я думаю, что в целом театр – уникальное искусство, где любой спектакль, даже если в нем ничего не поменялось, ни состав, ни музыка, ни танцы, ни декорации, все равно будет другим. Это живой организм, который по-новому себя чувствует каждый день, зависит от настроения актеров и мыслей, которые у них родились. Поэтому всегда любой спектакль можно смотреть, как в первый раз», - рассказывает Сергей Зырянов о своей постановке.

Фото Дмитрия Куткина.

Исполнительницей одной из главных ролей в спектакле стала Анастасия Гордеева. Прототип ее героини можно найти в рассказе Достоевского «Кроткая».

«Год назад я хотела себя попробовать в творческой танцевальной команде. Ощущала потребность в обществе единомышленников, с которыми могла бы создавать общее дело. Для меня это был острый вопрос. Поиски велись немалые. Вариантов было много, но в большинстве своем они были не об Искусстве. Я знала о существовании проекта «СмотриТЕатр», но никак не ожидала того, что то, что я искала, окажется так близко. Потому могу сказать, что о проекте мечтала, а вот о масштабе и глубине его не имела представлений. И точно недооценивала.

Сложностей работа с театральным режиссером не вызывает, всегда ведется диалог! С любым артистом этот диалог ведет к пониманию задач и целей совместно, от этого творческий хаос всегда организован. Конечно же, настолько, насколько творчество может быть приведено в систему. Работать с Сергеем Николаевичем любопытно, не знаешь каких приемов ожидать для того, чтобы добиться нужного образа, состояния», - делится впечатлениями от работы в команде Анастасия Гордеева.

Фото Дмитрия Куткина.

Режиссер по пластике Варвара Зырянова отметила, что, когда для спектаклей «СмотриТЕатра» создается хореографический текст, его нельзя назвать в прямом смысле хореографическим.

«Он скорее пластический, чем танцевальный. Безусловно, содержащий в себе жест и позу, танцевальные элементы, но прежде всего, для нас это пластика. Она рождается из понимания ситуации, в которой находится тот или иной персонаж. То, что мы делаем, это некая схема, набросок того, что рождает затем каждый исполнитель внутри своего эпизода. Хореографию мы создаем вместе, каждый привносит в нее что-то свое.

Безусловно, есть какие-то моменты, в которых мы двигаемся синхронно, когда это важно и нужно режиссеру. Но, как правило, зритель видит текст, который рожден танцовщиком. Ни один из спектаклей, которые прошли в единой схеме, не повторяет друг друга, потому что набор исполнителей разный. Мы меняемся внутри как танцовщики, и каждый новый человек несет с собой некую новую энергию, новое прочтение и новое исполнение каждого хореографического и пластического эпизода. В этом ценность наших спектаклей, о чем и говорят зрители», - отмечает Варвара Зырянова.

Фото Дмитрия Куткина.

По мотивам этой постановки художник и дизайнер Лилия Басович создала триптих. Он был представлен перед началом спектакля в фойе Учебного театра. Презентация картин сопровождалась пластическими импровизациями танцовщиков под аккомпанемент фортепиано.

«Идея этих картин родилась после одной из репетиций этого спектакля в 2021 году. Мысль была в том, что все зерна, из которых мы рождаемся, в целом одинаковые. Но каждый из нас выбирает тот путь, по которому идет. Он очень важный и ценный для каждого из нас, каким бы он ни был. Не важно, расцветаем ли мы прекрасным цветком или остаемся зерном. Нужно принимать этот путь и говорить себе спасибо, что я прожил этот день так, а не иначе», - считает Лилия Басович.

На сегодняшний день в репертуаре «СмотриТЕатра» есть три спектакля по произведениям мировой классики – «Достоевский. Пластические рассказы», «Дон Жуан. Мотивы», «Гамлет. Молчание». Увидеть их можно в течение января на сцене Учебного театра.

12+

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру