Энтузиаст открыл в Челябинске музей мотоциклов из СССР

Николай Авдеев дарит вторую жизнь технике

В областном центре распахнул свои двери музей мотоциклов «Мотоэпоха». Его создатель — Николай Авдеев, в коллекции которого насчитывается около 400 экспонатов. Он сам собирает технику и ремонтирует ее. Специально для корреспондента «МК-Челябинск» коллекционер провел экскурсию. Подробности — в материале.

Николай Авдеев дарит вторую жизнь технике
В коллекции Николая Авдеева насчитывается около 400 экспонатов. Фото Дмитрия Куткина.

Это моя страсть!

— У меня появилось желание собрать ту мототехнику, которую в детстве хотелось иметь, — начинает свой рассказ Николай Авдеев. — Тогда я стал искать соответствующие объявления в интернете, что-то — в металлоприемках. Так мне удалось восстановить 15 мотоциклов. В принципе, можно было на этом всё закончить, но мне, напротив, захотелось продолжить!

Друзья обратили внимание на увлечение челябинца и стали дарить ему технику. При этом они то и дело говорили, что нужно создавать музей.

— Так пошел процесс отбора. Изначально меня интересовали мотоциклы СССР, видимо, потому, что я сам родом оттуда. Потом ко мне пришло осознание, что в странах социалистического лагеря тоже есть интересная техника. Смог собрать крупную коллекцию, в которую вошли мотоциклы из ГДР, Польши, Венгрии, Румынии и Чехословакии.

Впервые о создании музея Николай Авдеев задумался после того, как осознал, что его увлечение стало набирать обороты и масштабироваться.

— Все-таки гараж с техникой — это одно, а музей — совсем другое! В нем же можно выставлять атрибутику, разнообразную литературу и всевозможные аксессуары, — рассуждает собеседник издания.

Как и любой коллекционер, челябинец отлично помнит, когда у него появился первый экспонат. Оказывается, в то время он занимался мотокроссом и в какой-то момент узнал, что секция в Троицке распродает мотоциклы.

— Выбрал тогда себе один, он стоил приличных по тем временам денег. Тогда вместо него можно было спокойно взять подержанные «Жигули», — откровенничает Николай Авдеев. — Мотоциклы — это моя страсть! Я много лет отдал мотоспорту, это со мной на всю жизнь.

К слову, в те времена техника не была в свободной продаже. Даже наличие крупной суммы денег не гарантировало покупку. Дело в том, что тогда мотоциклы поставлялись только в аккредитованные секции. Спортсмен еще должен был заслужить право сесть на новую технику.

— Пришедшие в секцию ребята занимались на утиле и больше ремонтировали технику, чем катались, — утверждает герой публикации.

Одним из самых интересных в своем музее Николай Авдеев считает немецкий мотороллер Simson. Он отреставрирован, но у него нет капота. Его придется изготавливать.

— Это небольшая проблема, но на ее решение не хватает времени, — говорит создатель музея. — У меня, кстати, самая большая в России коллекция таких мотоциклов. В выставочном зале можно увидеть целый ряд моделей. Кроме того, в сборке находится один, а еще два лежат разобранными и ждут своего часа.

Между прочим, вся техника, что представлена в музее, находится на ходу. Подтверждением служат видеоролики, транслируемые на экранах в музее.

Николай Авдеев признается, что мотоциклы — его страсть. Фото Дмитрия Куткина.

Жемчужина коллекции

Для работы с техникой специально оборудован цех. В нем восстанавливают и реставрируют мотоциклы, производятся сварка и шлифовка. Интересно, что у каждой модели отдельный стол. Сейчас в стадии сборки находятся сразу несколько единиц техники.

Наше внимание в мастерской приковывает черный немец. Кажется, что он стоит уже полностью готовым — садись и езжай!

— Я обнаружил его несколько лет назад на одной из популярных интернет-площадок. Он продавался в Калининградской области, — говорит Николай Авдеев. — Мы долго не знали, как его оттуда вывезти. В итоге был найден только один выход — пришлось разобрать его до винтика, сформировать семь посылок по 30 килограмм каждая и так отправить.

От ржавого и прогнившего мотоцикла не осталось и следа. Как на наш обывательский взгляд, так это просто жемчужина коллекции!

Вся техника в музее находится на ходу. Фото Дмитрия Куткина.

Все до копейки в любимое дело

Стены и потолок комнаты, с которой начинается экспозиция, обвешаны мотожурналами, которые можно достать и полистать. Слева от входа установлен военный мотоцикл М-72, справа — моторные пилы, а возле стен — двигатели.

— На них держалась вся сельская промышленность в СССР. Веялки, сеялки, молотилки — все работало благодаря им, — с интересом рассказывает о двигателях Николай Авдеев. — Тут же представлены редкие двигатели, которые нигде больше не встретишь. Они приводили в действие машины Третьего рейха, которые воевали против нас в Великую Отечественную войну. Также есть образцы, которые поставлялись союзниками по ленд-лизу.

Невольно возникает закономерный вопрос: сколько требуется на содержание такого хобби? Коллекционер говорит, что тратит на любимое дело все собственно заработанные деньги.

— Нет никакой внешней финансовой помощи и грантов. Все содержится на мои личные деньги. Помогают друзья: одни — руками, другие — финансами.

Из ангара — на экспозицию

Когда поднимаемся на второй этаж, то замечаем над лестницей висящий макет мотодельтаплана. Их делали на мотоциклетные двигатели в 70-е годы. Сразу с лестницы видно фотозону с тремя мотоциклами, несколько дверей, макет блиндажа времен ВОВ и стенд с наградами.

Николай Авдеев постоянно возит экземпляры коллекции на выставки и конкурсы. Их по достоинству оценивает жюри. В Челябинск после таких поездок коллекционер возвращается с наградами и грамотами.

По его словам, длительное время техника находилась в ангаре. Посторонние туда попасть не могли, там бывали только друзья челябинца. Однако два года назад ситуация изменилась. Тогда появилось оборудованное помещение, которое до сих пор продолжает оснащаться. Экскурсии здесь проводят последние несколько месяцев.

— У музея появился постоянный график. Сейчас ищем специалиста, который будет работать гидом, — заявляет собеседник издания.

Внимание посетителей непременно привлечет дельтаплан с мотоциклетным мотором. Фото Дмитрия Куткина.

География впечатляет

Выставочный зал буквально уставлен мотоциклами. Коллекционер признается, что может говорить о них бесконечно.

— Сейчас здесь 111 единиц техники. В целом в коллекции более 250 рабочих мотоциклов и примерно столько же ждут, когда с ними начнут работать, — ошарашивает нас цифрами создатель музея.

Некоторые из этих мотоциклов были приобретены в Латвии, Италии, Киргизии — в общем, география широкая.

— Сейчас у товарища в Риге стоит мотоцикл, который я не могу привезти. На него нет документов, а новые оформить нельзя, поэтому и через границу никак не переправить, — сетует мужчина.

Между прочим, у коллекционеров больше всего ценятся те мотоциклы, которые сохранены в оригинальном виде. Они будут предпочтительнее даже в том случае, если не отреставрированы, пошорканы и потерты. Здесь важно только одно — у них должны быть оригинальные детали.

У коллекционеров больше всего ценятся мотоциклы, которые сохранены в оригинальном виде. Фото Дмитрия Куткина.

Грандиозные планы

После выставочного зала мы отправляемся с Николаем Авдеевым на задний двор. Там под пленкой в два этажа торцом стоят мотоциклы. Они тянутся на два с половиной метра, а дальше начинается ангар. Он тоже полон техники, и нам, познакомившись с коллекционером поближе, это уже не кажется удивительным.

— В ангаре около сотни мотоциклов на ходу. Выставить не можем: нет места. Планируем периодически менять экспозицию, чтобы посетители могли увидеть всю технику. За пленкой находится то, что ждет реставрации. Даже не помню, сколько их, — откровенничает собеседник.

Николай Авдеев мечтает, чтобы его музей со временем стал одним из лучших в стране. Мы верим, что у него все получится и он обязательно добьется желаемого!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру