Железную дорогу на Южном Урале проектировал писатель

Николай Гарин-Михайловский лично приезжал в регион для работ

В рамках подкаста «Так культурно!» вышел второй выпуск тематической серии «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали». Реализация проекта поддержана Президентским фондом культурных инициатив. На этот раз участники подкаста обсудили творчество и вклад в историю Южного Урала Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.

Николай Гарин-Михайловский лично приезжал в регион для работ
Фото: Дмитрий Куткин (Вечерний Челябинск)

Для многих россиян Гарин-Михайловский известен, прежде всего, как писатель. Его перу принадлежат «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры». Однако он не только создавал литературные произведения. Он был также талантливым инженером и внёс огромный вклад в строительство железнодорожного сообщения.

По словам заместителя директора по науке Объединённого государственного архива Челябинской области Николая Антипина, Гарин-Михайловский участвовал в проектировании нескольких важных, а потому и сложных участков железнодорожных путей на Южном Урале. Здесь речь идёт об участке Бердяуш — Златоуст.

К инженерной работе Гарин-Михайловский возвращался в самые сложные периоды своей жизни. Как заметила руководитель редакционного отдела ЧГИК Елена Меньшенина, Гарин-Михайловский, за свои инженерные изыскания вполне мог бы быть награждён званием «Герой труда», но в те годы такого звания не существовало.

«Его наградили Орденом святой Анны. Возведение путей в горнозаводской зоне шло в тяжелейших условиях. Участок, на котором Гарин-Михайловский проводил изыскательские и строительные работы, находился в горном районе, среди рек и болот. Летом одолевала мошкара, зимой – жестокие морозы, далеко не каждый мог это вынести», — сказала Елена Меньшенина.

У Николая Георгиевича был плотный рабочий график. Будучи инженером, ему приходилось постоянно приезжать на места строек путей. Работать инженером, но сидя в кабинете, он не мог. Между тем и время для творчества у него находилось всегда. Гости подкаста единогласно отметили, что инженер и писатель удивительным образом гармонично жили в Гарине-Михайловском.

«Железнодорожник – в принципе философ русской земли. Железная дорога – это символ нашего менталитета, и вся наша история неразрывно связана с дорогой», — подчеркнул автор и ведущий научно-популярного стрим-шоу «Говорящие» Андрей Трушников.

Впрочем, именно из инженерских будней он был сюжеты для своих произведений. Например, в основу самого первого очерка легла история жизни деревни и опыт ведения хозяйства. Гости подкаста также вспомнили, что Николай Георгиевич также писал о своих путешествиях. Здесь стоит вспомнить книгу «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову», которая появилась после того, как Гарин-Михайловский путешествовал по Корее, Маньчжурии и Японии.

«Он описывал города, местные гостиницы, нравы. Такая манера изложения очень похожа на то, как сейчас пишут блогеры», — добавила ведущая подкаста «Так культурно!» Наталья Малышкина.

Имя Николая Гарина-Михайловского тесно связано с Южным Уралом, а потому в Челябинской области по сей день сохранились исторические свидетельства его присутствия в регионе. Так, одна из улиц Челябинска носит его имя. Расположена она в посёлке Дмитрия Донского. На зданиях вокзалов Челябинска и Златоуста висят мемориальные доски. В музее Усть-Катава хранятся предметы эпохи строительства железной дороги на Южном Урале. Кроме того, в Объединенном музее писателей Урала в Екатеринбурге есть фотография, сделанная в 1889 году. На ней запечатлён Гарин-Михайловский и другие инженеры, участвовавшие в строительстве южноуральского участка железнодорожных путей.

Послушать подкаст можно здесь:

ВКонтакте 

Одноклассники

Яндекс.Музыка

Саундстрим

Apple Podcasts

Google Podcasts

Castbox 

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру