Уральские солепромышленники основали иконописную школу

Рассказываем, какой вклад в русскую культуру внесла династия Строгановых

В эфир вышел четвёртый по счёту тематический выпуск подкаста «Так культурно!» из серии «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. На этот раз гости подкаста обсудили влияние на историю России одной из самых богатых семей – промышленников Строгановых.

Рассказываем, какой вклад в русскую культуру внесла династия Строгановых
Фото: Дмитрий Куткин (Вечерний Челябинск)

Строгановы, как и Демидовы (им, к слову, был посвящён один из выпусков подкаста) оставили глубокий след в истории России и Урала. Как отметила председатель Совета отделения Российского исторического общества в Челябинской области Наталья Парфентьева, основателем рода Строгановых принято считать Анику Строганова, который жил в конце XVI века. По рассказам историков, 19-летний молодой человек был успешным управленцем и предпринимателем, причем довольно грамотным. У него была домашняя библиотека из более чем 200 книг. А таким собранием изданий в то время могли похвастаться только богатые вельможи или монастыри.

Вклад в культуру Строгановых начался уже с Аники: в своём родовом гнезде он построил Благовещенский собор. Для росписи храма Аника и его дети пригласили лучших московских мастеров, в том числе икоников Государевой оружейной палаты. Благодаря Строгановым появилась и знаменитая иконописная школа в России. Начало было положено во время Никиты Григорьевича Строганова, внука Аники.

«Он не был таким мощным руководителем, как Аника. Он был эстет, и видимо для своих личных нужд заказывал лучшим московским мастерам чудные иконы, миниатюры, очень красивые, изящные, на золоте. И они отличаются от всех других икон одухотворённостью. И мастера, видимо, отразили в иконах духовный мир самого Никиты Строганова», — говорит Наталья Парфентьева.

Именно при нём стали возникать и рукописные мастерские, где писали самые лучшие по тем временам книги. Кроме того, Строгановы известны и как создатели школы певческого искусства.

Фото: Дмитрий Куткин (Вечерний Челябинск)

«Всё-таки насколько Строгановы были стратегически ориентированные люди: если брать мастеров, то лучших, если вышивать, то на лучших итальянских шелках, если строить Благовещенский собор, то образцу московских», — отметили гости подкаста.

При Строгановых был заложен не только Благовещенский собор, но и ряд других – например, Введенский собор, Пыскорский монастырь. И каждое поколение, вплоть до Казанского собора, строило храмы.

«Строгановы, они государственники, они понимали, что освоить новые территории, ту же Сибирь, нельзя без сильной власти, без мощного оружия, без воинской славы. Они были, как говорят, заточены на государя», — заметили участники подкаста.

Лектор-искусствовед Марья Аникина, в свою очередь, рассказала, что в историческом музее Южного Урала планируют создать выставку, посвящённую уральской школе иконописи.

На Урале есть свои строгановские места. В первую очередь, это город Сатка в Челябинской области, и завод, основанный отцом графа Александра Сергеевича Строганова, который ещё стоит в центре города.

Новый эпизод тематический серии подкаста проекта, реализующегося при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, можно послушать:

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру