Так культурно: на Урале создали продукт для историков и экскурсоводов

Проект «Так культурно!», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, подводит итоги.

Проект «Так культурно!», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, подводит итоги.
Фото: Дмитрий Куткин ("Вечерний Челябинск")

Проект «Так культурно!», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, подводит итоги. Как о прошлом говорить на современном языке медиа, в нашем разговоре с руководителем проекта, выпускником Мастерской новых медиа Андреем Трушниковым.

Прошитые Россией

— Под брендом «Так культурно!» медиахолдинг «Гранада Пресс» последнее время выпускал подкасты, создал лонгрид, проводил встречи с учителями и экскурсоводами, со студентами и школьниками… Что же все-таки это за проект, в чем его суть?

— Суть проекта, конечно, не в форматах, которые мы применяли, а в его основной идее. А она заключается в том, чтобы попробовать переосмыслить историю России, Урала. Переосмыслить не с точки зрения идеологии (такой задачи мы перед собой совершенно не ставили), а с точки зрения снятия некоторых штампов, которые по тем или иным причинам засели у нас в головах. Мы замахнулись по большому счету только на маленький круг штампов: что уральские промышленники — это только о деньгах и заводах, что уральские инженеры — это только о машинах и железяках, что государственные деятели — это только о политике…

Мы взяли людей, чьи имена присутствуют в школьных учебниках, но в силу дефицита страниц и учебного времени представлены там лишь, скажем так, по своему основному профилю. Но люди многогранны, особенно, если это люди талантливые, в чем-либо успешные. И мы постарались показать, что, например, инженер, тянущий через Уральские горы и таежные леса железную дорогу, одновременно является большим русским писателем, а ученые, создающие ядерный щит страны, другой рукой создают базу для развития массовой культуры. Что владельцы заводов, выковавшие железную славу Урала, становятся «двигателями» новых направлений в искусстве и помогают являться в мир шедеврам, а государственный деятель, закладывающий новые города и крепости, в это же время по крупицам собирает фольклор, сохраняя древнюю народную культуру и, по сути, дает старт развитию исторической науки в нашей стране.

Руководитель проекта "Так Культурно!" Андрей Трушников уверен, что разработанный продукт будет подспорьем для работы учителей истории и экскурсоводов. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

— А почему сосредоточились только на уральском следе?

— Можно было, конечно, ответить просто: потому что мы живем на Урале. Но, пожалуй, разверну немного свое объяснение.

Если вы внимательно посмотрите на героев выпусков нашего подкаста «Так Культурно!», то увидите, что это не просто люди с Урала. Он был лишь частью их пути, частью очень важной, иногда определяющей, но только частью. Наши герои в первую очередь прошиты Россией. Все, что они совершают, все, что они придумывают, все, ради чего они живут, связано с ней. Они — часть России, как и Урал — часть России. И последнее утверждение во многом стало реальностью, благодаря первому. Мы хотели своим проектом сделать акцент именно на этом.

А войти в тему патриотизма, на наш взгляд, правильнее, отталкиваясь от малой родины. Известно, что большое вырастает из малого. Когда ты говоришь, что представитель легендарной династии промышленников Анатолий Демидов в определенной мере поспособствовал появлению картины «Последний день Помпеи» Брюллова, и при этом показываешь, что примерно в это же время он бродил по улочкам такого уральского городка, как Нижний Тагил, включается краеведческий «моторчик», связывающий историю места, в котором ты родился, с историей большой страны. Я уверен, именно так работает патриотическое воспитание, о необходимости которого мы сегодня любим говорить.

 

— Напомните, кто стал героями вашего проекта?

— Я бы уточнил, героями первого этапа нашего проекта. Во всяком случае, очень рассчитываю, что мы продолжим развивать эту тему. Так вот героями исторических спецвыпусков подкаста «Так Культурно!» в этом году стали Василий Татищев, Николай Гарин-Михайловский, представители династий Демидовых и Строгановых, Иван Бушуев, Павел Аносов, Дмитрий Менделеев, Егор Кузнецов-Жепинский, Виктор Макеев, Игорь Курчатов и Евгений Забабахин.

 

— Какой разброс по временам и сферам…

— И, добавлю, по географии. Мы постарались захватить людей, которые имели отношение к разным уральским регионам. Здесь и Челябинская область, и Свердловская, и Тюменская, и Пермский край… Постарались захватить так называемый Большой Урал.

После записи выпусков подкаста был собран специальный лонгрид, который полезно использовать и учителям, и школьникам.

Разные люди, разные форматы

— У любого медийного продукта есть своя аудитория. Какая она у «Так Культурно»?

— Всегда подмывает сказать, что просветительские проекты по истории страны и родного края направлены на всех. Но в действительности, если проект сделан для всех, значит, он сделан ни для кого. Конечно, мы четко прописывали аудиторию, на которую в первую очередь был направлен наш продукт. Это учителя истории и обществознания, экскурсоводы, краеведы, студенты профильных вузов и школьники, интересующиеся гуманитарными науками.

Для профессионального сообщества мы стремились создать полезный инструмент для работы — это, по сути, методический материал для использования, как на уроках, так и во время дополнительных занятий, информация из него, на мой взглядл, добавит ярких красок и в повествование гидов. Для студентов и школьников собранный нами материал отлично подойдет в качестве базы для подготовки докладов, выступлений, написания рефератов.

Замечу, если сумеем заинтересовать слушателей, зрителей и читателей из другого круга, мы будем только счастливы.

 

— Аудитория очень широка с точки зрения возраста…

— Поэтому и форматы применялись разные. До одной публики мы пытались достучаться с помощью такого модного сегодня новомедийного формата как подкаст, другим предложили вход в тему с помощью лонгрида, с третьими работали через инструменты презентаций.

В подкасте всего вышло 10 сюжетов. Девять из них были посвящены, какому-то конкретному герою (или династии), десятый стал итоговым выпуском, в котором наши эксперты, по сути, советовали профессиональному сообществу, как наиболее эффективно работать с данным продуктом. К слову, об экспертах. Ими стали ученые, искусствоведы, архивные и музейные работники, которые специализируются на тех исторических персонажах и явлениях, о которых мы говорили.

Лонгрид, с одной стороны, в своей базе имеет информацию из выпусков подкаста, с другой — в нем собрано достаточно много дополнительного материала. Здесь вам и карта мест, которые связаны с нашими героями, и куда вполне реально организовать экскурсии. Здесь и подборка фестивалей, выставок и иных мероприятий, посетив которые можно глубже погрузиться в тему. Здесь и небольшая подборка литературы по теме. Сам формат лонгрида (он выложен в разделе спецпроектов на сайте Полит74) позволяет объединить в одном месте все форматы — кто хочет, тот читает, другой может посмотреть видео, третий прочитает и посмотрит яркие иллюстрации… Все скомпоновано так, чтобы было удобно для работы, и просто интересно.

Подчеркну, что многие приемы, которые мы использовали в работе над проектом, почерпнули в Мастерской новых медиа, за что ее организаторам отдельное большое спасибо.

В качестве экспертов проекта "Так Культурно!" выступили ученые, искусствоведы, музейные и архивные работники. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

— Насколько ваш продукт оказался востребованным? Есть уже какие-то просчитываемые результаты?

— Начнем с того, что они постоянно меняются. Интернет — очень живая среда, в отличие от газеты срок жизни публикации в нем практически неограничен. Так что цифры, которые я приведу сейчас, к выходу данной статьи явно изменятся. Прямо на данный момент можно сказать, что просмотры постов с выпусками подкаста в том же ВКонтакте перевалили за 355 тысяч, в Одноклассниках — за 1 млн 200 тысяч. Подкаст, по сути, выложен на всех платформах. Стартовой страницей являются группы под брендом Гранада ТВ. Кто-то наш материал смотрит, кто-то слушает, кто-то читает. Из общения с теми же учителями и студентами на презентациях проекта мы сделали вывод, что продукт для профессионального сообщества точно оказался полезным. Мы очень благодарны Президентскому фонду культурных инициатив за то, что они поверили в нас и поддержали в этом проекте. Уверен, что вместе мы сделали действительно важное дело.

 

«Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив»

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру