Экспериментальная постановка рассказывает о школьной травле, делая это языком, понятным подростку. Как в буквальном смысле, так и визуально – через современную восточную эстетику.
Не каждому взрослому зрителю такая стилистика близка. К тому же, пьеса была написана совместно с подростками, поэтому текст буквально нашпигован подростковым сленгом, что тоже вызвало недоумение части взрослой аудитории (детская была в состоянии, близком к восторгу). Мы обратились за комментарием к двум ведущим специалистам в области школьной травли.
Евгения Майорова, уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области, так отозвалась о теме спектакля «Яна всем нравится (нет)»:
– Школьная травма – очень актуальная тема, а театр – лучший способ раскрыть её и показать детям и их родителям. Когда мы со специалистами работаем с ситуацией травли, то тоже часто используем художественные средства, назначая детям разные роли. Это помогает им узнать, что чувствует другой человек, развивает в них эмпатию. Мы живём в то время, когда дети с младенчества привыкают к гаджетам, а искусственный интеллект ведь не знает эмпатии. Дети привыкают видеть образы, но не всегда способны почувствовать сопереживание к другому человеку. И когда возникает травля, дети зачастую сами не знают, что с этим делать.
Высказалась «детский» омбудсмен региона и по поводу смешения кей-попа и аниме в визуальной составляющей спектакля, а также по поводу использования молодёжного сленга в пьесе:
– Использование различных форм, в том числе, и стиля аниме в искусстве вполне оправдано. Искусство должно экспериментировать с формой, иначе оно может превратиться в норматив, набор правил. Если детям нравится аниме, это не повод отвергать его. Нужно стремиться узнать интересы своих детей. Например, мы сами, конечно, не должны говорить на сленге, но его знание рождает в нас более полное понимание своих детей. Взрослым вообще нужно больше стремиться к просвещению, больше узнавать о детях.
Яна Лантратова, депутат Государственной думы от Челябинской области, первый зампред думского комитета по просвещению, начала свой комментарий с красноречивых цифр:
– Мне приятно, что Челябинская область стала передовым регионом по профилактике травли в школах и борьбы с нею. Тема травли – это очень серьёзная история, о которой кричат наши дети. С травлей сталкиваются 57% детей и 70% учителей. В основе 75% случаев стрельбы в школе лежал факт травли. Есть исследования о том, что 28% людей, подвергавшихся травле в школе, через десять лет получают серьёзные проблемы с психическим здоровьем.
Депутат объяснила, почему именно сейчас постановка Молодёжного так актуальна и важна:
– Деткам, подвергающимся травле, очень тяжело. Им нужен взрослый, который их услышит и поддержит, но ещё лучше, когда их понимают сами дети. В процесс травли всегда включены многие – агрессор, жертва и свидетели травли. И свидетели часто молчат не потому, что они – злые, а потому что они сами боятся оказаться в роли жертвы. Поэтому спектакль я считаю очень актуальным и горжусь тем, что именно на челябинской сцене появилась такая постановка. Пьеса написана автором вместе с подростками, говорит их языком и точно донесёт до них авторский замысел. Немаловажен и визуальный язык спектакля. Эстетика аниме и кей-попа очень понятна современному подростку. Но главное – в пьесу заложен мощный педагогический посыл: в ситуации, когда тебя травят, нельзя замыкаться в себе, нужно найти значимого взрослого и преодолеть проблему.
Ранее, «МК-Челябинск» более подробно писал об этом спектакле