В челябинском музее обновилось поколение сотрудников. Пришла молодёжь

Зал челябинского Музей изобразительных искусств показывает новый, европейский уровень экспонирования. Это результат бескровной смены поколений музейщиков, считает директор ЧГМИИ.

День юбилея директора Челябинского музея искусств – хороший повод подвести итоги работы музея, который за последние годы показывает рост во всём – в экспонировании, в уровне выставочных предметов, в идеях и даже в мерчендайзинге. Что немаловажно для продвижения искусства в массы.

Зал челябинского Музей изобразительных искусств показывает новый, европейский уровень экспонирования. Это результат бескровной смены поколений музейщиков, считает директор ЧГМИИ.
Фото: Людмила Ковалева («Южноуральская панорама»)

Директор Челябинского музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко отмечает юбилей. Корреспондент «МК-Челябинск» поговорил с ним о мечтах, искусстве и сегодняшней жизни музея.

– Станислав Олегович, как вы оценили ход времени?

– Мне кажется, я пришёл в музей вчера. А оказывается, что прошло уже семнадцать лет. У меня есть счастливая возможность находиться рядом с картинами, которые находятся вне времени. Более того, написавшие их художники, многие из которых были гениями, творили вне конкретного времени. Обычный же человек живёт по биологическим законам. Возраст существует и он складывается из некоторого опыта. В силу моей профессии я обязан помнить о прошлом, поскольку почти всё великое искусство было создано до нас. «Понятие "время" растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его», – сказал советский классик. С годами хочется более рационально использовать свою жизнь, чтобы не тратить время на суету.

– И на какую цель вы употребили бы отмеренное вам время?

– Я знаю, зачем я оказался в музее. Это моя главная цель и пока она кажется мне недостижимой. Главное, что нужно сделать для моего родного города Челябинска и для этого музея, которому скоро будет 85 лет, – построить новое современное здание музея. Иногда, когда я об этом говорю, то чувствую себя сумасшедшим. Иногда меня всё же слышат. Но всё-таки нужен результат.

– У вас в зале на пл.Революции не так много места и то, что есть, занято большими окнами.

– Новые выставочные стенды частично улучшили ситуацию, но всё равно, даже когда по залу идёт экскурсия всего в двадцать человек, здесь становится очень тесно. Музею стало тесно ещё в конце 70-х. Но мои надежды сейчас носят более метафизический характер. Жизнь произведений искусства больше наших жизней, они не поддаются временным измерениям. У картин свои отношения и с людьми, и с богом. Может быть, что-то хорошее и произойдёт. Сразу вспоминается цитата русских классиков: «В России надо жить долго». Хочется успеть сделать важное.

– Дигитализация сильно повлияла на визуальное искусство? Люди вообще ходят смотреть на живые картины?

– Это удивительно! Несмотря на то, что человек может в интернете «посетить Лувр» и на экране компьютера увеличить портрет Джоконды так, что будет виден кракелюр, люди всё равно приходят в музей. Людям нужно живое искусство. Мы всё время останавливаем посетителей, которые хотят потрогать картины. Это запрещено, но я понимаю их желание.

– А как возникает желание прийти в музей? От насмотренности? Или, наоборот, от визуального голода?

– Я не знаю. Недавно иду по выставке импрессионистов, вижу бабушку с внуком, они что-то ищут. Спрашиваю, чем помочь, а она отвечает, что ей нужны коровы. Ей подруга рассказала, что на выставке есть коровы. Тогда я рекомендовал ей картину Колесникова с волами, она говорит: «Какие же они красивые!». Искусство тем и прекрасно, что каждый находит в нём то, что захочет.

Фото: Людмила Ковалева («Южноуральская панорама»)

– Насколько вы контролирующий руководитель?

– Ещё Толстой говорил, что есть проблемы, не требующие вмешательства. Я могу быть резким, но, в целом, миролюбив. Я и кровавые фильмы не люблю. Поэтому, например, смена поколений в нашем музее прошла бескровным путём. Главный и единственный критерий, который я применяю и к сотрудникам и к себе – польза для музея. Можно обладать неприятным характером, но быть полезным.

– Ваши сотрудники иногда выглядят более неформально, чем ожидаешь от музейщика.

– Я, например, не всегда понимаю, почему у человека забинтована рука, пытаюсь его пожалеть, а, оказывается, он новую татуировку себе сделал. И что? Это как-то влияет на работу этого человека? Посягает на свободу его коллег? Нет. Я считаю, что чем больше разных людей, тем богаче общество, ярче и многограннее культурный продукт.

– А где вы берёте кадры?

– Я считаю, что если ты просишь не для себя, а для дела, бог тебе помогает. Главное, чётко сформулировать, прости меня, Господи (смотрит вверх), техническое задание. Я рад, что у нас появилась целая группа молодых ребят с искусствоведческим образованием, что очень ценно. У нас классный просветительский отдел, который возглавляет замечательная Виталина Силина. Самостоятельного выставочного отдела пока нет, он находится в структуре просветотдела, там работают два специалиста по экспозиционно-выставочной работе. Один из них, Женя Синицын, является художником-экспозиционером, на уровне России есть, может быть, десяток таких людей. Его очень любят дети, его мастер-классы проданы до конца следующего месяца. Девочки из учёта и хранения, помимо основной учетно-хранительской, занимаются научной работой, исследуют вещи, которые хранят, это очень важно. Они также проводят экскурсии, потому что обладают уникальным выставочным материалом.

– А реставраторы?

– Мы будем принимать в отдел реставрации людей до тех пор, пока все виды искусства не будут охвачены заботой реставратора. Это масляная, и темперная живопись, чугунное литьё и самая разнообразная скульптура. Много графики, декоративно-прикладного искусства – обо всём этом нужно заботиться. Сейчас у нас работают четыре реставратора и мы хотим взять ещё специалиста по скульптуре. Важно, что научную и реставрационную деятельность курирует один из самых опытных музейщиков, замдиректора по научной работе Юлия Львовна Алферова.

– А откуда у вас взялся новый музейный магазин?

– Наш отдел рекламы и связей с общественностью пока в процессе становления, но именно из этого отдела он появился на свет. Я много лет заблуждался, полагая, что музейные сувениры нужны только туристам. Мне открыл глаза Константин Пинаев, который живет в Лондоне. Он подсказал, что музейные сувениры обычно эксклюзивны, они малотиражные и всегда оригинальны. У нас покупают всё: стикеры, закладки, книги, платки, футболки. Благодаря этому коммерческому буму, я узнал слова «лонгслив» и «свитшот» (смеётся).

– У вас две площадки – картинная галерея на Труда и музей на площади Революции. Трудно работать «на два стула»?

– Конечно, было бы лучше, если бы обе площадки находились под одной крышей. В Екатеринбурге музей тоже разделён, как и московская Третьяковка. Это всегда создаёт проблемы, потому что невозможно дублировать специалистов. Сейчас на Труда идет ремонт и большая часть сотрудников находится на площади. Я получаю от этого удовольствие, не нужно говорить по телефону, можно пообщаться «вживую». Это важно.

Фото: Людмила Ковалева («Южноуральская панорама»)

– А о чём вы мечтаете, когда думаете о выставочной деятельности?

– Я очень хочу провести выставку авангарда. В нашей коллекции его почти нет и за всю историю музея мы его пока не привозили. Осенью у нас будет выставка «Амазонки русского искусства», где мы покажем работы женщин-художниц. Там будет и авангард – Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова, посмотрим на реакцию зрителя. Не пройдя через авангард, нельзя рассказывать об искусстве ХХ века.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2024

Заголовок в газете: Лонгслив, свитшот и авангард

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру