Данил Шмыгин – художник-конструктор Челябинского театра кукол имени Вольховского. Он стал гостем стрим-шоу «Поутру», приуроченного к Дню кукольника, который отмечают 24 марта.
«Я занимался изготовлением ювелирных изделий, три года назад ко мне обратился один из сотрудников театра, потому что во времена пандемии коронавируса пожилой мастер побоялся выходить на работу, – рассказывает Данил. – Никогда раньше с этим не сталкивался, но меня настолько затянули процесс и театральная атмосфера, что я влюбился и остался. В мои обязанности входит изготовление конструкции кукол. Сначала художник спектакля рисует эскиз. Как должна работать кукла? Глаза у нее будут поворачиваться только вправо, или влево тоже? Рот будет открывать? Есть много разновидностей кукол: планшетные, перчаточные, тростевые, марионетки. Самая простая – перчаточная, в качестве примера можно привести Петрушку. Планшетными куклами управляет актер, иногда он не прячется от зрителей, а иногда на него надевают черную одежду. Самые сложные в изготовлении – марионетки. Актер должен очень хорошо чувствовать куклу, чтобы зритель ее воспринимал как живую. Именно поэтому кукла постепенно меняется, ее подгоняют под конкретного актера».
На создание основы уходит несколько дней. Зачастую для основных деталей используют смесь гипса с бумагой, часто в нее добавляют молоко. К каждой кукле нужен индивидуальный подход. По словам Данила Шмыгина, дальше к работе приступают художники-бутафоры. «Иногда я смотрю на получившегося героя и не узнаю его, тогда мне хочется сказать: «Это же моя кукла, я ее сделал!». Но моя работа, конечно же, не видна зрителю», – улыбается Данил. Он признался, что несколько раз он ездил на обучение в театр Образцова, где ему раскрыли приемы и секреты изготовления «живых кукол».
Иногда один персонаж может появляться на сцене в разных образах, поэтому делают сразу несколько кукол. Для спектакля «Годунов» сотрудники театра изготовили 150 голов кукол и огромное яйцо. «Моя задача была распилить их, чтобы вытащить пеноплекс и они стали легкими, ведь головы выкатывались на сцену. Я занимался этим на внутреннем дворике театра. В каждой голове были магниты, потому что на сцене их собирала металлическая цепочка», – сказал художник-конструктор.