Во-первых, Mini-театр – действительно очень маленький. Настолько крохотный, что там даже буфета нет. Зато нет и дистанции между зрителем и сценой, что придаёт постановкам оттенок иммерсивности. Во-вторых, это частный театр, возможно, единственный частный театр в Челябинске сегодня. Поэтому здесь всё дышит экспериментом и духом здорового авантюризма.
Драматург Васьковская – наша землячка, родилась в Свердловской области, училась драматургии у Николая Коляды, получила известность после участия в различных конкурсах драматургов. Пишет она, в основном, о женщинах. Одноактная «Русская смерть» (16+) в этом ряду не исключение. Две её героини – Валя и Надя – живут на даче, будучи совершенно неприспособленными к загородной жизни. Они оказались тут вследствие трагикомических обстоятельств, которые не хочется описывать, чтобы не портить сюжет. Сёстры чужеродны в деревне настолько, что когда одну из них обзывают полупристойным термином, обозначающим гулящую женщину, она даже не понимает значения этого слова. Случайно в их доме появляется несчастный мужчина Алексей, который неудачно женился и теперь понятия не имеет, как дальше жить. Да и героини, честно говоря, слабо предствляют себе свою дальнейшую жизнь.
Спектакль начинается с красивого музыкально-пластического пролога под неаполитанскую песню «Вернись в Сорренто» Эрнесто Де Куртиса, который вводит зрителя в прошлое героинь, показывая призрачную Венецию. Но дальше начинается очень камерная история на стыке комедии и драмы, причём и драма, и комедия здесь заострены до полного предела. Mini-театр предлагает квинтэссенцию минимализма. Здесь нет струящегося по сцене дыма, световых спецэффектов, специального саундтрека. Только несколько грубо сколоченных табуретов, куски ткани, да мелкодисперсный песок. Взаимодействуя с предметами, с их уникальными свойствами, артисты разворачивают перед нами глубокую драму характеров.
Спектакль полностью построен на филигранной актёрской работе. Благодаря тому, что площадь сцены составляет буквально несколько квадратных метров, у актёров достаточно возможностей поиграть друг на друга и побаловать зрителя тонкой нюансировкой. Благо, мастерства у всех исполнителей хватает с лихвой.
Звезда Челябинского драматического Камерного театра Алина Тягловская призналась, что участвует в проекте Mini-театра впервые. Поскольку её партнёры Елена Шингареева и Андрей Анашкин – из Молодёжного театра, коллаборация получилась особенно интересной. «Было так радостно ощущать, как ребята меня поддерживали, у нас сложилась замечательная атмосфера», делится Алина.
Разные стили и разные подходы артистов, сплавившись в сжатые сроки, дали на выходе замечательный результат. «Русская смерть», сыгранная ими, оказалась не хтоническим мраком, но жизненной повестью с открытым финалом и светлым послевкусием.
Корреспондент «МК-Челябинск» поговорил с основателями Mini-театра о постановке и, собственно, театре.
– Мне показалось, что ваша постановка расширила границы исходного текста. Это моя иллюзия или?
– Да, наверное. Потому что на самом деле текст очень глубокий, – признаётся Александр Черепанов, режиссёр и сооснователь Mini-театра. – Мы с Ирой Васьковской уже очень давно сотрудничаем, практически дружим. Она умеет нарисовать за буквами, за текстом, мета-историю, которая сразу чувствуется при прочтении. Это чеховский скилл, так писал Чехов, когда люди просто разговаривают, а при этом происходит нечто трагическое и комичное одновременно. «Русская смерть» тоже проходит по узкой грани между драмой и комедией.
– Как вы подбирали актёров?
– В нашем театре мы подбираем актёрскую команду под каждый конкретный проект. Как правило, они служат в разных театрах города. Иногда артисты сами приносят материал с желанием его сыграть. В данном случае, мы предложили участие в спектакле девочкам и Андрею (Анашкину). С Леной Шингареевой мы сотрудничаем очень давно, она сыграла уже много спектаклей в нашем театре. А вот Андрей с Алиной (Тягловской) впервые стали нашими резидентами. Мы стараемся приглашать к сотрудничеству людей, голодных до творчества, которые не ограничиваются рамками своего театра, а хотят пробовать что-то новое, экспериментировать.
– Как вы придумали песок? Песочные часы? Откуда вся эта символика?
– Когда я прочитал пьесу, мне запала в душу эта Венеция; этот корабль посреди пустыни, который уже никуда не плывёт; этот мужчина, который, с одной стороны, гондольер, а с другой – Харон, как проводник перевозящий героинь в царство теней, царство безвременья. Отсюда и идея костюмов как отсылка на древнегреческие мифы.
Екатерина Писарева, директор, актриса и сооснователь Mini-театра тоже ответила на наши вопросы:
– Ваш театр действительно очень маленький. Сколько человек в вашей команде?
– Мы основали Mini-театр вдвоём с Александром, но сейчас нас уже целых четверо. Полина Малахова и Руслан Сайфутдинов помогают нам во всём. Мы во всём разбирались самостоятельно и ведём спектакли вчетвером, меняясь по очереди. На нас лежит работа со светом и звуком.
– Сколько годиков вашему детищу?
– В октябре нам будет четыре года.
– Сколько спектаклей в вашем репертуаре сегодня?
– У нас сейчас одиннадцать-двенадцать спектаклей и мы, в принципе, их все стараемся играть каждый месяц. Получается, что в месяц мы играем от десяти до двенадцати спектаклей.
– На такой экономике театра золотые зубы себе не вставишь, да?
– Не вставишь. Но финансовая сторона вопроса нас не сильно интересует, мы занимаемся театром исключительно потому, что мы по-другому не можем. Театр проник во все сферы нашей жизни, это цель нашего существования. Может, это звучит пафосно, но это так и есть.
– У вас уже есть постоянная публика?
– Да, мы чувствуем, что за четыре года собралось своё коммьюнити. Есть даже люди, которые ходят только к нам. Я называю их «адвокатами бренда», они нас защищают (смеётся).
– Как вообще в наши непростые времена могла в голову придти такая придурошная – по-хорошему – идея: открыть частный театр?
– Мы все вышли из государственных театров, долго там работали. Я как актриса, Александр как режиссёр. В какой-то момент ты чувствуешь, что тебе внутренне, по-человечески хочется куда-то развиваться, создать среду, в которой ты можешь взять на себя больше ответственности. Когда я была актрисой, то выполняла только свою часть работы и не соприкасалась с другими структурами. А сейчас нам захотелось попробовать стать ответственными за всё, понять, как это работает. Мы думали, что мы всё на свете знаем про театр, а, на самом деле, мы про него ничего не знали. Поэтому «заново учились ходить» и продолжаем учиться. Потому что этот процесс всегда полон неожиданностей. С другой стороны, мы несём ответственность только за себя. Нам нравится создавать эту среду и отчитываться только перед зрителем.
Ранее, «МК-Челябинск» писал, что в Челябинске снимут документальный сериал о знаменитых пещерах.