В Челябинске поставили пьесу, запрещенную в СССР

Антисоветскую пьесу «Слон» поставил в челябинском Камерном театре режиссер из Санкт-Петербурга Михаил Каргапольцев. Рассказываем, почему

14 сентября в Челябинском камерном театре пройдет премьера спектакля по пьесе «Слон» драматурга Александра Копкова. В центре сюжета – семья колхозника и партийца Гурьяна Мочалкина, который нашел в колодце золотого слона, не захотев делиться с общественностью.

Антисоветскую пьесу «Слон» поставил в челябинском Камерном театре режиссер из Санкт-Петербурга Михаил Каргапольцев. Рассказываем, почему
Фото Марата Муллыева, предоставлены пресс-службой Камерного театра

В СССР ее признали клеветнической, но почему она до сих пор волнует зрителя, ведь за последние годы пьесу поставили несколько театров? Мы беседуем об этом с Михаилом Каргапольцевым, актером, режиссером, педагогом, сооснователем петербургского театра «Цехъ».

– Михаил, как получилось, что вы решили ставить «Слона» на Южном Урале?  

– Мой путь к этой постановке начался с того момента, когда я приезжал в Челябинск и проводил мастер-классы по сценической речи, актерскому мастерству. Кстати, меня стращали вашим городом, говорили, что он темный и грязный. Я приехал и Челябинск и удивился – здесь очень красиво.

Первым о спектаклях заговорил режиссер из Санкт-Петербурга Алексей Янковский, который тоже сотрудничает и с Челябинским камерным театром, и с театром «Цехъ». Он сказал: «Предложи три произведения, а я попробую Виктории Мещаниновой (худрук Камерного театра – авт.) о тебе рассказать». Поначалу я не придал этому значения, но пьесы-то отправил. Это была «Шинель» Гоголя, «Каменный гость» Пушкина и «Слон» Капкова. Интуитивно я понимал, что последняя подойдет для этого театра. Прошло чуть меньше года и мне позвонила Виктория Николаевна. Ей тоже нравилась эта пьеса, она хорошо и с юмором написана. На знаменитом фестивале «Камерата» мы прочли ее вместе с артистами.

Со «Слоном» я сталкивался и раньше – была учебная работа со студентами. Меня очень привлекло то, что происходит с главным героем. В нашей жизни иногда выпадает «золотой слон», но сможем ли мы предать свои мечты, или останемся людьми? Вот этот «зацеп» повлиял на мое решение ставить эту пьесу. Так случилось, что труппа «попала» в это произведение. Это очень талантливые актеры, когда я прилетел на «Камерату», мы успели собрать «на черновую» первый акт за семь дней.

– Кто из актеров задействован в спектакле?

Фото Марата Муллыева, предоставлены пресс-службой Камерного театра

– Гурьяна Мочалкина играет Дима Крупкин. Это центральная и очень ответственная роль, неоднозначная. Представьте себе деревенского мужика, который стал мечтать о том, что можно жить в другом месте, в благах, и в этом есть счастье. Его супруга Марфа – актриса Мария Беляева. Я видел ее в «Мелком бесе». Кроме нее никто не справится с этой ролью. Ее дочь Даша – Марина Вознесенская. Она сыграла в театре Анну Каренину, а теперь ей достался совершенно противоположный персонаж. Это невзрачная 28-летняя женщина, которую очень сложно выдать замуж. Их сын Митя – домашний ученый, Леонардо да Винчи в русской избе. Недавно Никита Савиных пришел на репетицию, как говорится, встав не с той ноги, и это очень помогло движению роли, потому что Митя любит возмущаться. Младший Пашка – это Владислав Филипенко. Такая вот бедная, неотесанная семья.

Есть партийцы, колхоз. Роль председателя Курицына как будто специально писали под Виктора Нагдасева. Это простой мужик, пытающийся всех загнать на поля. Молчаливого комсомольца играет Петр Артемьев. У него потрясающая фактура: текста кот наплакал, а молчит он так органично, что мы все понимаем про этот колхоз. Саша Сметанин играет провинциального афериста Цаплина, его жену – Марина Гез, Салакина – Антон Ребро, Варвару – Надежда Дудченко, Пануева – Юрий Рябухин, отца Лукьяна – Игорь Миногин. Надежда Нагдасева и Алина Тягловская изображают народ. Не ожидал, что будет настолько много «попаданий». Здесь нужно сказать огромное спасибо Виктории Николаевне, которая уже много лет держит театр по канонам жизни труппы.

Так вышло, что второго состава актеров нет. Главное, чтобы случился спектакль, чтобы мы нашли правильное самочувствие, потому что все-таки это деревенская трагикомедия. Мы и посмеемся, и призадумаемся, а где-то и слеза упадет.

– Зачем современному зрителю антисоветская пьеса?

– Мне кажется, что эта пьеса осталась незамеченной чисто по-человечески, и дело тут не в политике. Даже Горький называл Копкова большим талантищем. Он был известен, хотя написал всего две пьесы – «Слон» и «Царь Потап». Больше не успел, в 1942 году драматург попытался добраться до родной деревни, но умер в пути, не дойдя до неё двух километров. У него потрясающий язык, я его часто сравниваю с Николаем Эрдманом. Он знал, о чем писал, это четко понимаешь, когда читаешь хронику.

Фото Марата Муллыева, предоставлены пресс-службой Камерного театра

Нам всем иногда нужно помечтать, найти этого золотого слона и, как в пьесе, оторваться от земли, чтобы понять, где мы живем. Это очень актуально. Я прихожу к таким же мыслям, как и Мочалкин с отцом Лукьяном, о том, что родная земля все равно притянет. Нужно любить близких и ценить их труд. Все ценности здесь, не стоит гнаться за внешним благополучием, искусственным. Уехать смогут единицы. Финал, если он у нас получится, должен быть «на разрыв». Кстати, когда я изучал архивы, то узнал, что речь в пьесе идет о деревне на Волге.

– Персонажи в пьесе колоритные, атмосфера на сцене должна соответствовать… Как передать ее зрителю?

– Цели показывать хронику не было, скорее мы создаем ситуацию этой бедной деревни. Какими средствами? Конечно, это сценография. Со мной давно работает художница Анастасия Павлова. Все будет очень лаконично. Перед зрителем предстанет «неблагополучная» изба, где и досочек, и тряпочек не хватает… Все немножко грязновато, одежда порвана… Из этой бедности мы и попробуем взлететь на дирижабле. Можно потратить весь бюджет на его строительство, но режиссер сразу осекается. Кто его строит? Деревенские люди. Вот и представьте, каким он у них получается. Есть у нас поле ржи, не буду раскрывать всех секретов – поймете на спектакле из чего она сделана.

Не думаю, что мы сильно удивим челябинцев, но вполне может быть, что вместо избы на сцене появится что-то другое. У нас нет проблем с реквизитом, финансами, но иногда встречаются сложности в постановочном процессе. Конечно, хочется, чтобы артисты с ходу все поняли, но это невозможно. Просто иногда нужно пораньше закончить репетицию, сделать паузу, чтобы мысль «отлежалась».

Особенности нашей работы в том, что каждый раз мы играем заново, да, зритель смотрит на декорации, слушает прекрасную музыку, написанную композитором Анатолием Файчуком, но воспринимает-то он все сердцем! Спектакль должен быть событием в его жизни, все остальное решаемо.

– Театр «Цехъ» работает по нестандартным принципам, расскажите, можно ли применить их к челябинской труппе?

– Нет. «Цехъ» – это уникальный театр, рожденный в стенах мастерской Анатолия Праудина Санкт-Петербургской театральной академии. Ее выпускники в 2013 году имели 11 спектаклей в обойме разного плана и характера и не захотели расходиться. Мы предлагали педагогу по сценической речи Юрию Васильеву возглавить его, но не случилось. Так возник театр без жесткой вертикали, возникла команда. Мы работаем над тем, чего просит наша душа. Я – директор театра, но никогда не говорю актерам и режиссерам что нужно делать. В этом году нам исполнилось 10 лет, были и взлеты, и падения. Мы получали большие награды – «Золотой софит» и «Золотую маску», но мы до сих пор не знаем, как делать театр. Я думаю, это просто любовь.

Ранее, «МК-Челябинск» писал: новые планы и новые диваны в Камерном театре.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 4 сентября 2024

Заголовок в газете: Деревенская трагикомедия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру