«Мурка» и «Птифуры»: челябинские театралы впали в детство

Сразу два спектакля для юных зрителей поразили публику

Не так давно удалось лицезреть практически подряд два опуса: «Муркины сказки» в челябинском Молодежном театре и гастрольный спектакль «Птифуры.Бабушки» театра КУКФО из Питера. И затерзала дума тяжкая: почему на последний снизошло великое сияние «Золотой маски», а другой догнало детское недоумение (долетевшее сзади): «Мама, когда же это все закончится?!».

Сразу два спектакля для юных зрителей поразили публику
Спектакль «Птифуры. Бабушки». Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

На первый взгляд у них много общего: стишки, музыка, и главная сложность - отсутствие единого сюжета  (в основе обоих спектаклей опусы нескольких авторов или одного Чуковского, но разных лет). В результате чего спектакль складывается (или не складывается) из множества разных историй. На взгляд пристрастного зрителя питерские птифуры получились яркие, красивые, элегантные, аппетитные, а культурный десерт «молодежных» кондитеров не задался. Почему? Казалось, рецепт один. Но, как известно, дьявол кроется в деталях…

Жанр

О, боже! Каких только новшеств не появилось в последнее время: «картинки из детства», «путешествие в ночь», «мираж», «кукольный комикс» и даже «гастрономическое шоу». Все это жутко креативно и съедобно, если соответствует заявке.

  Муркина история на афише местной Молодежки значится под грифом «либретто Виктория Печерникова» (прим. орфография  ЧГМТ), что заставляет богатое воображение метаться в поисках пятого угла на музыкально-драматическом поле. От первоначально заявленного в программках - «мюзикл» - отказались. Судя по всему, проект разочаровал не только зрителей, но и заказчиков, что вполне ожидаемо:  новых Уэббера, Рыбникова,  Иващенко с Васильевым не нашлось, с карачинцевыми и гусевыми (исполнители главных партий в мюзиклах «Юнона и Авось», «Норд-ост») тоже напряженка, миллион долларов в неделю (столько стоил «Призрак оперы» на Бродвее) театру не потянуть, ну а об институте продюсерства на необъятных арт-просторах провинции вряд ли кто задумывался. Что ж, зато у театра осталось меньше претензий на скрижали истории, у критиков – камней в огород.

Фото Игоря Шутова, предоставлено пресс-службой Челябинского молодежного театра

   А вот по поводу инсценировки, точнее либретто, стоило задуматься посерьезнее. Нет, оно понятно: «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»,  даже в театральных вузах, академиях, но недаром драматург, сценарист – отдельная профессия. И как весьма  часто подтверждает практика, лучше, когда каждый занимается своим делом. Драматург – пишет, режиссер – ставит. «Кому велено чирикать – не мурлыкайте!» - как поется в тех же «Муркиных сказках», но призыв Чуковского почему-то адресуют только шаловливым детям.

    В питерских «Птифурах» с жанром все просто и определенно – скетчи про старичков и старушек. Несколько зарисовок небольшого формата с простыми (забавными, иногда ироничными или грустными, но всегда глубокими) сюжетами. Бывшая балерина, которая хочет быть полезной, передать свои знания и навыки хоть кому-нибудь, пусть даже лягушонку. Бабушка, которая изо всех сил борется с хандрой с помощью … мыльных пузырей. Или крохотный Виталий Егорович, который один живет в самом маленьком в мире домике и который готов прийти на помощь любому. И все эти маленькие, такие разные зарисовки складываются в общую картину, где каждая деталь совершенна и на своем месте.

Структура

Большинство детских стихов Чуковский написал для своей младшей дочери Мурочки. Она и стала связующим звеном в спектакле Молодежного театра. Вроде логично, но как –то… формально. Не хватает истории? Или развития? Похоже, и того, и другого. Про трагическую судьбу девочки – быстро и намеком (вроде как койка больничная), про то, что Чуковский всю жизнь корил себя и считал гибель дочери возмездием – разве что пара аккордов в миноре (которые мало кто услышал). А в основном – будни счастливой семьи вперемешку с иллюстрацией гениальных стихов, которые знаешь наизусть, а видел и слышал в гораздо лучшем исполнении.

  В «Птифурах» структура стройная и даже более музыкальная - рондо, где есть повторяющийся рефрен, за которым каждый раз следует новый эпизод. Все это легко, остроумно, изящно движется к финальному откровению, когда зритель смеется или плачет. А может то и другое одновременно.

Спектакль «Птифуры. Бабушки». Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

Музыка и вокал

Певческие лавры не дают покоя многим драматическим театрам. Судя по обилию в репертуаре музыкальных постановок, и коллективу Молодежного в их числе. Но даже наличие в театре завмуза не гарантирует вокальные таланты: кто-то осилил опереточный стиль, а кто-то напевает речитативом. Вот тут с жанром постановки неплохо бы как-то определиться. Если все-таки мюзикл, то музыкальная эклектика приветствуется: джаз, эстрада, оперетта, рок, пусть даже шансон. Но мелодия должна «ложиться на слух». Если ни один мотив не привязался – пиши пропало. Пропало еще до выхода из театра. Впрочем, это вопрос к композитору, как и бесконечное пение хором в унисон, не очень удачное для мюзикла.

    «Бабушкин» мотивчик сверлил в голове весь вечер благодаря простому и удачному нотному консонансу (интересно, чье сочинение?).  Столь же не вычурное, но вполне себе «драматическое»  исполнение Кати Ионас добавляло масла в огонь зрительского восприятия, поддерживая интерес и предвосхищая следующую вариацию.

 Режиссура

Это сложно, но если кратко: в «Муркиных сказках» режиссер более или менее удачно иллюстрирует тексты Чуковского. Бурное разноцветье в первом акте, строгий монохром во втором. Множество креативных и дорогих (по меркам провинции) костюмов.  Танцы, которые являются "обрамлением" постановки и не слишком замысловаты (опять же для мюзикла). Словом, украсили первоисточник как могли, дабы поразить зрителя.

Спектакль «Муркины сказки». Фото Игоря Шутова, предоставлено пресс-службой Челябинского молодежного театра

   Питерцы пошли иным путем: стали соавторами поэтов, импровизируя на заданную тему, создавая на основе стихов свои, уникальные истории. За этим безумно любопытно наблюдать. К примеру, что сделает старушка, потерявшая ключи? Взмахнет саблей и взломает дверь! И приятное песенное послевкусие: «Едут по полю геро-оои, эх, да Красной армии герои!» Ох, простите, не удержалась… Импровизация уж слишком была заразительна. Впрочем, на вкус и цвет. Кто-то и раскрашенные постеры на стенку вешает, наслаждаясь.

А теперь о главном -

Зритель

Такое впечатление, что о зрителе театральные творцы вспоминают дважды – при выборе первоисточника и на премьере. В процессе постановки желание самореализации зачастую заслоняет главную цель, возможно, поэтому стопроцентное попадание « в яблочко» случается редко.

  Муркина эпопея затянулась на полтора с лишним часа, разве ребенок трех лет (прим. возрастной ценз «Муркиных сказок» 3+)  такое полотно осилит, будь он хоть конгениален? Все эти бесконечные арии, хоры в унисон способны надолго  удержать в кресле ребенка, у которого шило в одном месте? Мягко-пластичные танцы очаруют сорванцов с прыгательно-скакательным рефлексом? А их братья постарше угадают, что элегантная тетенька  в черной шляпе – Лапша? По крайней мере, семилетний консультант сзади не угадал. Хотя это можно услышать в тексте, если не утонешь в сонме звуков.

           Кстати, при чем тут лапша? Ах, да – Мура завтракает. Малоежки ее, возможно, пожалеют, ведь с утра есть совсем не хочется. Но завтрак с песнями и танцами затягивается, и жалеть уже впору самих зрителей.

   Двойной финал ввел в заблуждение практически весь зал. Режиссер попытался закольцевать историю Чуковского и его дочки, которую поняли лишь бабушки и мамы, еще не разучившиеся читать. Возможно, потом, за обеденным столом, они ее  расскажут  и раскроют детям и внукам замысел режиссера.

   «Птифуры» рекомендованы к просмотру с 12 лет. Вероятно, постановщики побоялись отпугнуть маленькую поросль непонятным термином и сделали ставку на взрослую публику. Впрочем, название- единственное требовало расшифровки, все остальное было понятным, близким, теплым и не банальным. Взрослые и дети смотрели с одинаковым вниманием, эмоционировали наперегонки.  Такая всеобщая заинтересованность воистину уникальна и дорогого стоит.

    Да! Заполучить в репертуар спектакль для семейного просмотра – голубая мечта любого театра. Понятно, что ходить и смотреть оба спектакля будут и дети, и взрослые, но чтобы все и с большим удовольствием – вот в чем вопрос.

    Судя по детскому шумовому фону  на показе «Муркиных сказок»  и несмотря на масштабные финансовые затраты и не менее грандиозные творческие усилия, лавры Робин Гуда (самого меткого стрелка по яблокам)  упорхнули из-под портика на площади Революции и украсили создателей скромных «Бабушек». Жаль, что бабушкиных «Птифур»  «попробовали» так мало челябинцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру