«Нормальные герои всегда идут в обход» – этой строчкой из песни советского кинофильма «Айболит-66» обозначили тему прошедшего фестиваля. К теме морских путешествий и приключений отсылает вся символика фестиваля. «Кукольники по сути своей – бродяги, их искусство родилось на площади, а представления проходили под открытым небом. Именно этим они схожи с моряками-романтиками, любящими свободу и не признающими канонов», – так сформулировали организаторы свою идею.
На фестиваль привезли 12 спектаклей в самых разных жанрах: мюзикла, комедии, мелодрамы, были и детективные комедии, античный квест и даже пост-хоррор. Хозяин фестиваля – Челябинский театр кукол имени Вольховского – представил постановку режиссера из Минска Александра Янушкевича «Дон Жуан». Победителей определяли тайным голосованием.
По мнению Александра Борока, главного режиссера театра, это «очень демократично». Итак, лучшим спектаклем по итогам фестиваля признан «Белый пароход» Театральной лаборатории КукLab (Москва), спецприз от коллегии критиков фестиваля достался мюзиклу театра «Теремок» из Вологды «Удачи, Марк!», спецприз от Ассоциации театральных критиков – спектакль «I&M» МУХА театра.
«Удачи, Марк!»
Мюзикл Вологодского театра понравился не только зрителям, но и участникам фестиваля. Не случайно за работу над ним Антон Калипанов признан победителем в номинации «лучший режиссер». Спектакль собрал настоящий аншлаг, а показывали его на сцене Челябинского камерного театра…. Дело в том, что сцена кукольного театра не смогла вместить такие объемные декорации. Кстати, спектакль от гостей из Казахстана «Гуинплен. Погружение» принял Молодежный театр, остальные – Челябинский театр кукол.
«Мы привезли целый грузовик декораций, когда в Челябинске получили наш технический райдер, то в панике начали звонить нам и спрашивать, хорошо ли мы подумали, выдержит ли такие декорации сцена. По мнению принимающей стороны, у кукольного театра таких не бывает. Художник этого спектакля – Екатерина Шиманович, масштаб ее мыслей велик, ведь основное ее место работы – театр оперы и балета Минска. Мы также захватили с собой все звуковое оборудование», – рассказала директор театра «Теремок» Елена Бухарина.
Декорации, действительно, поражают своим масштабом. На монтаж у гостей ушло около двух дней. Действие разворачивает в элитной школе, на сцене – огромные шкафчики для одежды (такие мы видели в западных фильмах), шикарные световые инсталляции. По мере необходимости пространство трансформируется: появляется улица, дом, двор… В главной роли – подросток Марк, который приходит в новую школу. Неудачник, а если говорить на языке современной молодежи – лошара. Марк вызывает симпатию, но не вызывает сочувствия, ведь с столкнувшись с буллингом он берет на вооружения технологии противника, а, если точнее, начинает тоже травить одноклассников и даже педагогов. Иными словами, постановка поднимает серьезные вопросы – общение со сверстниками, семейные конфликты, поиск себя…
По словам Елена Бухариной спектакль пользуется большой популярностью у подрастающего поколения в Вологде. Убедиться, что это так, можно, если взять с собой ребенка, лучше возрастом ближе к подростковому.
А вот кукол в привычном понимании на сцене не было, поэтому назвать спектакль кукольным язык не поворачивается… Актеры – молодые люди – сами поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют.
«Этот спектакль построен с учетом всех деталей мюзикла. Когда к нам приезжали театроведы, которые изучают этот жанр, то они подумали, что в нем задействованы артисты филармонии. Даже в музыкальных театрах есть труппа, которая играет, труппа, которая поет, и труппа, которая танцует. Но у нас театр маленький, мы вынуждены делать все сами. Коллектив у нас необычный, молодой и энергичный. Ребята, задействованные в спектакле, работают пятый сезон. Надеюсь, мы выдержим испытание гастролями», – подытожила Елена Бухарина.
«Теремок» приезжает на «Соломенный жаворонок» не в первый раз. И, конечно же, испытание они выдержали.
Артисты из Шанхая
У фестиваля «Соломенный жаворонок» международный статус. Его подтверждают гости, которые приехали из Беларуси, Казахстана, Китая. Выпускники Шанхайской театральной академии показали челябинцам спектакль «Растущая боль». В главных ролях – куклы из полотенец, но как мастерски ими управляют ребята! Им удается не только передать движения, но и эмоции маленьких человечков. Эта трогательная история о семейных взаимоотношениях, но в ней нет трагизма и надрыва.
А еще артисты из Китая познакомили зрителей с тростевыми куклами. Они имеют многовековую историю. В Поднебесной, как и у нас используют марионеток, перчаточных кукол, тростевая является одной из наиболее интересных разновидностей верховой куклы. Также артисты продемонстрировали необычную технику смены лиц, которую, как правило, используют в опере.
«Получить китайцев на фестиваль «Соломенный жаворонок» было не просто, – рассказала директор Челябинского театра кукол Елена Ильина. – И это даже не вопрос денег, хотя и он тоже. Это проблемы перевода, разницы ритмов жизни и восприятия времени. Мы очень волновались, что они не успеют. Но они успели. И привезли из Шанхая «Растущую боль», которая на самом деле оказалась не совсем болью, а скорее заботами родительства. Но как же здорово, что ребята решили показать нам экспромтом национальный китайский колорит».
Спектакль китайских актеров не завоевал титулов на фестивале, но, думается, это совсем не важно. Важно, что челябинцы смогли увидеть и мастерство актеров, и необычные маски, и красивый танец с куклами под национальную музыку.