Всё начинается с режиссёра. Именно он решает, как будет выглядеть сценическое воплощение текста. Каждый постановщик в самом начале придумывает свою концепцию, замысел, идею для спектакля. Уже потом к нему присоединяется художник, который развивает наработки режиссёра и на их основе создаёт эскизы будущих костюмов, рассказывает специалист отдела продвижения и спецпроектов театра драмы имени Наума Орлова Владислав Лукьянов.

Спектакли все разные. У каждого свой жанр, своя стилистика. Костюм от художника должен не только соответствовать духу пьесы, но и что-то рассказывать, показывать, объяснять.
Костюм – не просто одежда, это образ, отражение персонажа, его характерных черт, это дополнительный слой героя, призванный его углубить. Важно отметить, что художник при создании наряда для спектакля как правило не гонится за реализмом. Ворона на сцене не обязана выглядеть реалистично. Главное, чтоб её образ нёс определённый посыл, передавал характер героя. Остальное дорисует воображение зрителя.

Костюм – это театральная иллюстрация, призванная рассказать о персонаже всё то, что не будет проговорено словами. Ещё одна функция нарядов в театре – передача настроения произведения. Очевидно, что для сказки нужны более красочные наряды, в то время как постановки, посвящённые историям реальных людей, обычно выглядят куда приземлённее. Если произведение драматическое, серьёзное, в нём могут быть неуместны яркие цвета, если только они органично не вплетены в произведение. Стоит отметить, что общий стиль изготовленных костюмов позволяет создать определённую атмосферу на сцене (пышную, парадную, страстную или, наоборот, скромную и отрешённую) и настроить зрителя на нужный лад.

Активно используется при проработке образов театральных героев принцип гипертрофированности. То есть, некоторые особенности персонажей или их окружения утрируются, доводятся до абсурда. Если герои живут в нищете, они будут носить одежду с множеством складок, помятостей, неровностей. Если перед зрителем сказочный злодей, у него будут острые зубы и длинные когти.

Со сказками работать особенно занимательно, говорит художник-декоратор Екатерина Коробейникова. По её словам они не имеют таких жёстких рамок, как произведения драматические или исторические, и дают куда больший простор для фантазии автора. Причём речь не только о костюмах, но и о декорациях, для которых также рисуют эскизы.
«Наши бутафоры по эскизам художника создают нечто преувеличенное. На Вайлдбериз или где-нибудь ещё такое точно не купить. Поэтому они конструируют огромные ключи, сундуки, столы с королевскими яствами», – отмечает Владислав Лукьянов.

Создание и реализация спектакля – дело коллективное. Поэтому нередко инициаторами постановки тех или иных сцен, выступают художники, и в этом нет ничего удивительного.
«Чтобы тот или иной фокус удался, работает вместе множество людей. Тут нужно и художнику-сценографу поработать, и художнику по свету всё это придумать», – объясняет Владислав Лукьянов. Конечно, самую важную роль играют также постановщик и актёры, без которых спектакль никогда не увидит свет.
Ранее по теме: «Войну и мир» покажет в Челябинске театр из Республики Марий Эл.