Сегодня это чудо из чугуна, когда-то отлитое мастерами из челябинского городка Касли, хранится в Музее изобразительных искусств в городе Екатеринбурге. Туда-то мы и отправились накануне круглой даты.
Среди картин на берегу Исети
В конце любого месяца есть один день, когда в этот екатеринбургский музей можно пройти бесплатно детям, молодым людям и пенсионерам. Поэтому лиц молодых, совсем юных и пожилых здесь на этот раз было немало. Они кружились стайками у каслинского павильона — чернокожие студенты в очередь щелкались на фоне знаменитой России с мечом (которая хоть и «не продается», но готова позировать рядом с любопытствующими иностранцами), воздушные бабушки кивали своим говорливым внукам на плывущие чугунные ладьи и переплетённых драконов, а младшие школьники под строгим взглядом учительницы наперебой дополняли эмоциональный рассказ экскурсовода. Пожалуй, наша каслинская знаменитость в этот день пропускала через свои арочные двери не меньшее число посетителей, чем во время Всемирной выставки в Париже в далеком 1900 году.
Нынешнее пристанище знаменитого чугунного павильона находится на самом берегу реки Исеть, которая буквально в сотнях метров отсюда вырывается из знаменитой екатеринбургской плотинки. Напротив, пройдя через приятный пешеходный мостик, можно побродить вокруг черненых «великанов» прежней индустриальной эпохи, механизмы которых приводила в действие сила пара.

Вокруг бурлит жизнь большого города — то и дело толкаются и гудят в бесконечных пробках автомобили, на высотках мельтешит забытая с ночи иллюминация, а рядом с чинно ковыляющими по оттаявшему газону утками собирают в свои мешки мусор дворники в оранжевых безрукавках. Думается, нашему павильону здесь относительно комфортно.
Как минимум комфортнее, чем в деревянных ящиках в подвале дома управляющего каслинского завода, где части грандиозного павильона провалялись несколько лет после возвращения с прославившей его выставки. В 1921 году этот шедевр имел все шансы полностью исчезнуть, превратившись в какой-нибудь тазик или мясорубку.
Тогдашний директор завода в Каслях, обнаружив тонны бесхозного чугуна, приказал переплавить уникальные изделия и произвести из них предметы быта, в которых так нуждался молодой советский народ. Но забузили каслинские мастера, отправившие большому партийному начальству письмо с просьбой не дать уничтожить легендарный павильон.

На помощь к ним пришли краеведы и историки из Уральского областного государственного музея, также выступившие в его защиту. В результате что-то из чугунного произведения удалось сохранить, а что-то ретивый заводской начальник все же успел отправить в переплавку. В 1936 году сохраненные детали каслинского павильона передали в только что открытую Свердловскую картинную галерею (ныне Екатеринбургский изобразительный музей), где они и хранятся до сих пор.
То, что павильон уехал в Свердловск, а не в Челябинск вполне объяснимо. Как рассказывала несколько лет назад приезжавшая в Исторический музей Южного Урала Ксения Гилева, прадед которой был среди рабочих, отливавших павильон для Парижской выставки, в 1921 году в Свердловский областной краеведческий музей был передан весь заводской архив музея, который до того времени находился в Кыштыме.
Это было уместно, так как на тот момент существовала еще не разделенная на части большая Уральская область. Потом она была реорганизована и на карте в числе прочих появились Свердловская и Челябинская области. Сам город Касли достался челябинскому региону, а его художественная коллекция осталась в свердловском.
Россия с варягами и Византией
Каслинский павильон сейчас является, по сути, ядром экспозиции Екатеринбургского музея изобразительного искусства. Именно он первым встречает посетителей этого культурного пространства, будучи выставленным в самом центре большого зала №1, посвященного истории чугунного литья на Урале.
Место это, повторимся, очень многолюдное — посмотреть на павильон приезжают люди не только со всей страны, но и из ближнего и дальнего зарубежья. То и дело, к примеру, здесь натыкаешься на внимательных китайских товарищей, досконально отщелкивающих практически каждый элемент памятника искусства, ныне зарегистрированного ЮНЕСКО как единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, которое хранится в музейной коллекции.

Чуть сбоку приобнимают своих девушек черные парни из африканских стран, складывая пальцы в виктории на фоне скульптуры «Россия», выставленной перед павильоном. На мягких подушках, разложенных по его периметру, сидят и селфятся ребята родом из арабского мира… Вокруг то и дело слышишь московское акание, встречается волжский говорок, а по вопросам из разряда, «а почему это тогда не у нас выставлено», узнаешь челябинцев…
Разноязычье для каслинского павильона не в диковинку — в 1900 году, когда его собрали на Парижской выставке, вокруг также говорили люди на языках из многих уголков мира. Надо отметить, что в Париже в тот год Россия решила по-настоящему громыхнуть. Русское пространство разместили на 24 тысячах квадратных метров. Чтобы создать здесь песнь русской культуре и экономике государство и меценаты вложили пять миллионов рублей.
Учтите, что это были пять миллионов времен царизма, когда отличного коня можно было купить за 150 рублей, а старую клячу на колбасу так и вообще за 20 рубликов. Так вот на таких площадях и с таким общерусским размахом южноуральские чугунные изделия вполне могли затеряться, однако работу каслинских литейщиков не только заметили, но и одарили высшими почестями. Чем же они сумели захватить внимание и зрителей, и жюри?
Каслинские мастера создали свой павильон по проекту питерского архитектора Евгения Баумгартена. Выходец из эстляндских дворян, сын генерала свою жизнь посвятил искусству. По задумке его павильон должен был стать выставочной витриной Кыштымского горного округа, в чьем ведении был тогда и завод в Каслях. В этом проекте автор намешал и древнерусские мотивы, и византийские, и скандинавские — ладьи, плывущие по волнам, драконы, скрученные хвостами и пастями в витиеватый узор, волки и большие кошки, атакующие невинных овечек, птицы и ангелы, рыбы и зайцы, море цветов и волшебных существ…

Все сделано с таким изяществом, что, рассматривая, раз за разом задаешь себе вопрос о том, как это вообще возможно создать из чугуна. Общая площадь павильона более 90 квадратных метров, высота с учетом штандарта более девяти метров. Во время Парижской выставки внутри торговали разного рода скульптурами, отлитыми каслинцами. Расходились они, утверждают современники, как горячие пирожки в базарный день.
Кстати о скульптурах. На Парижской выставке каслинцы представили всему миру столь узнаваемый ныне образ «России» — молодая женщина-воительница, облаченная в кольчугу и шлем, из под которого вырываются длинные густые волосы, в правой руке у нее меч, в левой — щит, который прикрывает корону, скипетр и державу. «Россия» была создана скульптором Николаем Лаверецким еще для Нижегородской выставки в 1896 году.
В самом конце XIX века по авторской модели ее отлили на Каслинском заводе специально для Всемирной выставки в Париже. Там она была установлена перед чугунным павильоном. Есть легенда, что якобы тогдашний президент Франции Эмиль Лубе хотел прикупить каслинские изделия вместе с этой скульптурой чуть ли не за 2 миллиона рублей, глава кыштымской делегации отказал ему со словами «Россия не продается». Сегодня специалисты утверждают, что этого на самом деле не было, но эта история столь хороша, что ее стоило и придумать.
После выставки прогремевший на весь мир павильон разобрали на части, разложили по ящикам и отправили на родину. Дальше были годы забвения, попытка переплавки и спасение некоторой части уникального памятника. В 1957 году павильон вновь оказался в руках каслинских мастеров — именно им было доверено его восстановление. Делали они это по моделям 1899 года.
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств его установили на всеобщее обозрение в конце 80-х годов прошлого века. Это, пожалуй, один из немногих музейных экспонатов в мире, который никогда никуда не возят с гастролями — очень уж хрупка чугунная красота и ценна. Так что, уважаемые южноуральцы, чтобы увидеть чудо, сотворенное вашими предками, придется наведаться к соседям. Точно не пожалеете.
Ранее по теме: Для челябинцев откроют креативное пространство в Историческом музее.