Челябинский театр драмы закрыл сезон премьерой «Обломова»

В Челябинском государственном академическом театре драмы им. Н.Орлова поставили спектакль “Обломов” по одноимённому роману Ивана Гончарова.

Челябинский театр драмы закрыл сезон премьерой «Обломова»
«Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь», – говорит Обломов литератору Пенкину. Фото: Людмила Ковалева (предоставлено пресс-службой челябинского театра драмы им. Орлова)

И если говорить честно, главным недостатком спектакля является чрезмерно атлетичный Обломов, который в романе описан как человек, имеющий не по годам тучное, оплывшее тело. Михаил Зузнев, играющий главного героя, никак не похож на молодого дворянина, привыкшего завтракать пирогами со сметаной и топлёным маслом. Впрочем, это единственный недостаток Зузнева в роли Обломова.

Но теперь по порядку. После великой, без преувеличения, экранизации Никиты Михалкова, где Обломова играет Табаков, а Штольца — Богатырёв, любой, кто замахнется на визуализацию классического романа Гончарова, казалось, обречен быть в тени. Тончайшая работа оператора-постановщика Павла Лебешева, гениальная музыка Эдуарда Артемьева и постановка Михалкова рождают чудо. И посостязаться с этим чудом — всё равно, что попытаться плевать на солнце.

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Фото: Людмила Ковалева (предоставлено пресс-службой челябинского театра драмы им. Орлова)

Но постановщик Николай Осминов не пытается этого делать. Он делает «Обломова» средствами театра, в полной мере владея не только театральным языком, но и предлагая изящные драматургические решения. «Обломов» — не остросюжетный роман, этот текст, вышедший в середине XIX века за пару лет до отмены крепостного права, скорее, ставит обществу диагноз. Вполне в духе того времени. Напомню, что Гончаров при жизни работал еще и цензором, так что его морализаторство было, кажется, частью его собственного образа жизни.

Итак, это довольно камерная история о молодом помещике Обломове, который, после пары лет службы в Петербурге, удалился от дел, снял квартиру на Гороховой улице и пролежал на диване двенадцать лет до начала событий первой главы. Далее пересказывать сюжет нет смысла, все помнят его со школьной скамьи.

Теперь, внимание, вопрос: как визуализировать текст? Осминов вводит в действие фигуру некоего следователя по особо важным делам, который расследует смерть Обломова, объясняя свой интерес к делу тем, что не может молодой небедный мужчина вот так, взять лечь и помереть. Этот приём позволяет передать сочное авторское описание Ильи Ильича через свидетельские показания. Это важно — сохранить авторскую речь, ведь несовременный и такой особенно яркий язык Гончарова, льётся как медовый ручеёк.

В этой постановке на сцене практически всегда задействован богатый актёрский состав. Фото: Людмила Ковалева (предоставлено пресс-службой челябинского театра драмы им. Орлова)

На этом Осминов в своём новаторстве не останавливается и показывает жизнь светского Петербурга через бесконечный дивертисмент. Он выводит на сцену реально много народу, через череду пластических решений они создают атмосферу полнейшего контраста с тем, чем живёт и дышит Илья Ильич. И — парадокс! В этот момент, ты почему-то отказываешься от школьной точки зрения (помните это бесконечное «осуждение обломовщины»?) и начинаешь понимать этого инфантильного, но душевно чистого человека.

Меня очень интересовал вопрос, как Осминов покажет сон Илюши и что он сумеет оставить от этого важного куска романа? И Осминов справился блестяще, он подаёт этот сон как некий славянский ритуал, перенося его в надмирное, несуществующее пространство, где при помощи символов рассказывается становление души Ильи Ильича. И всё это под музыку Петра Налича, всё это с красивым чистым вокалом, всё это с дивной пластикой.

По поводу пластики хочется замедлиться и поговорить об этом вопросе отдельно. Понятно, что если в титрах засветилась хореограф Мария Грейф, то с пластическими решениями всё будет нормально. Мы с момента премьеры «Дома Бернарды Альбы» помним, как она из буквально ничего делает магию. Но в «Обломове» мы наблюдаем творческую синергию, поскольку как актер Николай Осминов органичен именно в своей телесности.

Надо сказать, что труппа развернулась и показала себя не только в пластике. «Обломов» продемонстрировал, что хороший актёр еще и может хорошо (даже очень хорошо) владеть вокалом, играть на различных музыкальных инструментах. Даже таких экзотических как гусли. Осминов дал возможность раскрыться каждому участнику.

Писать о костюмах, созданных для этого спектакля, бессмысленно. На них нужно просто смотреть. Фото: Людмила Ковалева (предоставлено пресс-службой челябинского театра драмы им. Орлова)

Новый худрук драмы Владимир Казаченко в интервью несколько раз с нажимом говорил о том, что его театр — флагманский театр региона и он должен использовать всю полноту имеющихся средств. Что ж... «Обломов» именно эту задачу и выполняет: дорого-богато, но с глубиной и отличным катарсисом в конце. Браво! Это хит!

Ранее по теме: Челябинский драмтеатр возвращается к обычному режиму работы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 25 июня 2025

Заголовок в газете: Новый хит

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру