В новом выпуске подкаста «Так культурно!» журналист Наталья Малышкина обсудила со Светланой Поповой актуальные вопросы кинодокументалистики.
– Ну и, конечно, сразу возникает вопрос — почему именно Туркестан?
– Сейчас как никогда важно восстанавливать добрососедские, тёплые и доверительные отношения между народами. Последние годы показали, как легко можно разрушить то, что строилось веками, и как важно беречь мир и взаимопонимание. Этот фильм как раз призван показать определённый срез нашей общей истории — те сложности, которые были, но также и то, как сегодня люди из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и России видят свои связи. Мы говорим о глубоких человеческих отношениях, о памяти, о совместных подвигах. И интересно, что даже в самой России живут представители этих народов — например, певец Тима Акимов, который родом из города Ош в Кыргызстане.
– Какой исторический период охватывает ваш фильм, ваше исследование?
– Мы не стали охватывать всё подряд — поняли, что лучше сосредоточиться на ключевом моменте. Решили начать с самого начала, с 1860-х годов, оттолкнувшись от трагической гибели Николая Михайловича Пржевальского на Иссык-Куле. Это был наш разведчик, человек, которого тогда называли носителем духа русской души и идеи единого русского мира, а сегодня, возможно, окрестили бы агентом влияния. Его судьба стала отправной точкой для разговора о сложных, но глубоко связанных отношениях между Россией и странами Центральной Азии.
– В целом, история отношений России и Туркестана — это ведь огромный, протяжённый путь.
– Да, очень длинная история, в которой не обошлось без сложных страниц, включая периоды завоеваний. Именно поэтому название нашего фильма — «Эхо завоеваний». Мы хотим показать, как это прошлое до сих пор отзывается в настоящем, как оно звучит в наших воспоминаниях и влияет на сегодняшние чувства. К сожалению, на общих пластах истории нередко играют, манипулируя национальными чувствами, чтобы нас разделять, сеять недоверие и конфликты между народами. Я хочу честно расставить все точки над «и», вспомнить события такими, какие они были, без прикрас и условностей, и напомнить и россиянам, и жителям Центральной Азии: мы почти двести лет идём рядом.

Конечно, за это время случались споры, разногласия, но сколько у нас вместе великих страниц! Общее участие в космической программе, Байконур — это наша общая гордость. Победа в Великой Отечественной войне — это тоже общий подвиг. Полк Панфилова, состоявший из казахстанцев, стоял насмерть под Москвой, защищая её дорогу, и именно там прозвучали знаменитые слова: «Отступать некуда — позади Москва». Эти люди, малочисленные, противостояли танковым колоннам. Это был настоящий героизм — казахи сражались за Россию, как за свою родную землю, а русские отстаивали каждый метр, как будто бы за их спинами была сама степь Казахстана. Такое единство трогает до глубины души, это невозможно слушать без слёз. И это не только про войну. Например, в Узбекистане нет детских домов — всех сирот сразу берут в семьи. Вы знаете об этом?
– Я не знала об этом, но интуитивно чувствовала, что это в духе узбекского народа.
– Да, там действительно очень крепкие семейные традиции. В каждой семье обычно много детей, и забота о ближних — это норма жизни. Есть удивительная история о семье, которая во время Великой Отечественной войны взяла под опеку сразу 15 сирот. Дети были буквально из всех уголков Советского Союза. И это не единичный случай. Узбекские женщины тогда массово приходили на вокзалы и забирали с собой детей-сирот, даже если в их собственных домах уже было немало ребят. Неважно, сколько у тебя своих — место всегда найдётся. Они шили им одежду из того, что было — например, из скатертей делали юбки и штанишки, отдавали лучшее, а сами спали на полу. Это был настоящий подвиг милосердия, и сегодня важно вспоминать такие примеры, чтобы бережно относиться друг к другу.
Но и российский народ внёс огромный вклад в развитие Центральной Азии. Кстати, я сегодня специально пришла в парандже — символически. Когда создавался Советский Союз, идеи равенства, братства и дружбы народов начали воплощаться в жизнь. И одним из важных моментов стало освобождение женщин Востока. К 1927 году, после масштабной кампании под названием «худжум», женщины впервые смогли сбросить паранджу. В Самарканде тысячи женщин вышли на площадь, сняли свои паранджи и сожгли их в большом костре — акт стал мощным символом свободы и нового времени.

– То есть этот поступок, безусловно, был очень символичным — он ведь означал настоящую свободу для женщин Востока?
– Да, именно освобождение от закрытого, почти подневольного положения. Мы все помним картину «Белое солнце пустыни», где говорилось, что каждой женщине полагается один муж и право на труд. Именно тогда начался мощный подъём в сфере образования. Если раньше грамотными были едва ли не 0,3% населения, то после создания Советского Союза начали строить школы, институты, университеты. В итоге, как мы знаем, образованными стали около 99% людей. Это было одно из самых сильных и качественных образовательных пространств в мире.
– Света, а с другой стороны, знаете, сейчас вспоминается цитата, которую часто приписывают Александру III: у России нет друзей, есть только два союзника — армия и флот. Как вы оцените это высказывание применительно к странам Центральной Азии? Возможно, тогда, в своё время, так и казалось. Хотя, кстати, достоверно неизвестно, принадлежит ли она императору.
– Но мы же понимаем, что подобные слова — это скорее миф, чем реальность. Союзники всегда нужны, особенно когда речь идёт о настоящем партнёрстве. И порой это даже не просто союзники, а братья. Да, кто-то может сказать: «Вы славяне, а там тюркские народы». Но разве это имеет значение, если между людьми честные, равноправные и взаимовыгодные отношения, а не эксплуатация одного ради интересов другого? Такие связи полезны и приятны для всех. К тому же, мы — народы Азии — по своей сути очень душевные. Для нас важны традиционные ценности: глубокое уважение к старшим, забота о детях, большая семья.
Я говорю о том, что нас объединяет. Прежде всего, это пространство. Когда живёшь в бескрайней степи или в сибирской тайге, люди попадаются редко. Поэтому каждого встречного встречаешь с радостью. Здесь и возникает гостеприимство: ты готов спасти человека от холода, накормить, заварить ему чай, поделиться последним. Этот менталитет одинаков и в России, и в Центральной Азии — он сохранился и до сих пор нас связывает. Мы встречаем друг друга, угощаем, делимся теплом. Ведь и там, и здесь — много природы и мало людей. Именно это общее восприятие мира нас и сплачивает.
В советское время было понятие «дружба народов», потом его начали высмеивать, называть наивным. Говорят: «Какая дружба? Детский сад!» А я в неё верю. У меня много друзей в этих странах. И в фильме мы собрали людей из разных уголков региона — историков, писателей, журналистов. Они не знакомы между собой, но их голоса звучат как единый хор. Они говорят о том, что давно молчали, о том, что важно услышать, и при этом их мысли удивительно дополняют друг друга. Поэтому вторая часть названия — «Голоса дружбы».
Ранее по теме: В Челябинске снимают фильм о театре кукол для федерального проекта.