«Зарабатывай без обмана клиентов»: Максим Поташев дал три совета начинающим предпринимателям

01.11.2019 в 14:16, просмотров: 637

«Зарабатывай без обмана клиентов»: Максим Поташев дал три совета начинающим предпринимателям

Ответьте на вопрос, зачем вам начинать бизнес, изучайте рынок и тщательно подбирайте команду. Накануне форума «Мой бизнес» в Челябинске, который пройдёт при поддержке медиахолдинга «Гранада Пресс», магистр игры «Что? Где? Когда», глава R&P Consulting Максим Поташев рассказал свою историю успеха и дал несколько важных советов желающим открыть свое дело.   

Как начинался Ваш путь, почему выбрали консалтинг и открыли агентство?

Максим Поташев: Мой путь в бизнесе начался еще в 90-е годы. За 20 лет я поработал как в крупных, так и в маленьких компаниях. Занимался аналитикой, маркетингом, продажами, потом возглавлял маркетинговые службы больших компаний. В 2009 году вместе с несколькими коллегами решили, что готовы поделиться своим опытом с другими. Так мы и создали консалтинговую компанию.  

Насколько сложно было развиваться в этом направлении, с какими трудностями столкнулись?

М.П: Трудности были из-за кризисов и перепадов экономики.  

В какие-то моменты прибыль падала, в какие-то росла, это неизбежно.

Но мы вошли в сферу уже с четким пониманием того, что собираемся делать. Самое главное – у нас был упакованный продукт и клиентская база. Мы также понимали, что на рынке есть компании, заинтересованные в наших услугах.  

А с какими проблемами чаще всего обращаются клиенты? Чего им не хватает для успешного бизнеса?

М.П: Чаще всего обращаются из-за отсутствия стратегии, системы продаж и клиентского сервиса. Мало кто понимает, что это и как реализуется на практике.  

Стратегия – это не красивое слово, а набор задач, из которых вытекают конкретные действия.  

Мы умеем ее строить и помогаем в этом клиентам, особенно в области маркетинга.  

Многие компании понимают, что продаж как системы у них нет. Они зависят от нескольких продавцов, которые не очень справляются со своими задачами. Кроме того, клиентская база принадлежит этим продавцам, а не компании.  И это проблема, потому что продавцы могут этим шантажировать. Мы помогаем решить эти трудности.  

То же самое касается клиентского сервиса. Все больше компаний осознают, насколько это важно. Мы живем в информационную эпоху, когда любое недовольство клиента становится достоянием общественности, причем очень быстро. Поэтому нужно уделять очень много внимания удовлетворенности клиентов – создавать в компании соответствующее подразделение или как минимум иметь одного сотрудника, который несет за это ответственность.

Командообразование, за которым к нам тоже обращаются клиенты – модное слово. За ним часто ничего не стоит, для этого придумывают всякие развлекательные мероприятия, которые ничего не дают. На самом же деле командообразование - серьезная и важная задача. Это, опять же, система, начинающаяся с правильного подбора персонала и заканчивающаяся фасилитацией и коучингом, 

В чем «миссия» Вашего дела, что оно дает людям?

М.П: Я вообще против слова «миссия».  

Миссия любой коммерческой компании – зарабатывать деньги. Не надо себя обманывать, иной миссии быть не может. Другой вопрос, что зарабатывать нужно этичными методами,  без обмана клиентов.  

В России до 2024 года реализуется нацпроект по поддержке и популяризации предпринимательства. Запустили центры «Мой бизнес» и одноименные форумы по всей России. Что это дает предпринимателям или желающим начать бизнес?  

М.П: Я уже несколько раз выступал на таких форумах, они все организованы по-разному. И хорошо, что нет какой-то формализованности, а вместо этого к каждому мероприятию подходят по своему. 

Важно, чтобы на форумы приглашались те, у кого действительно есть реальный опыт в построении бизнеса. Они смогут поделиться с участниками мероприятий конкретными советами. Важно и то, что на форумах участники общаются друг с другом, особенно на региональном уровне. Это дает мощный толчок к развитию.

Потому что бизнес выстраивается на отношениях с другими участниками рынка.

На что обратите внимание в своем выступлении на форуме в Челябинске?

М.П: Я расскажу о клиентском сервисе, что это и зачем он нужен, как учесть эмоции клиентов и как их понять. Эта тема актуальна для всех, потому что она лежит в основе любого бизнеса.  

Без понимания клиентов построить успешно свое дело нельзя.

Дайте 3 главных совета начинающим предпринимателям.

М.П: Первое: поймите, зачем вам бизнес. Я часто задаю этот вопрос и мало кто дает внятный ответ. Например, с помощью собственного бизнеса люди хотят решить материальные проблемы. Вот только поначалу бизнес будет забирать у вас деньги, а не давать.  

Начинать нужно только тогда, когда у вас есть определенный резерв средств. Нужно также четкое понимание своей бизнес-идеи, своего продукта. Вы должны знать, что вы предлагаете рынку и почему покупать будут именно у вас.

Второе: не забывайте о ключевой роли маркетинга, особенно на первом этапе.  

Всегда нужно начинать с изучения рынка и клиента.

Третье: помните о человеческом факторе, тщательно выбирайте партнеров и сотрудников.

Успеха добиваются только те компании, в которых складывается команда.  

Напомним, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» запущен в России для улучшения условий для бизнеса и будет реализован до 2024 года.  

Задачи нацпроекта — увеличить число МСП на 30%: с 19,2 до 25 млн человек и поднять долю МСП в ВВП страны с 22,3 до 32,5%. Для этого Минэкономразвития разработало системные меры поддержки для предпринимателей: льготную программу кредитования под 8,5%; субсидии при размещении ценных бумаг на бирже; микрозаймы для МСП, проект «Трансформация делового климата» и др. На реализацию нацпроекта выделено 481,5 млрд рублей, из которых 416,2 млрд взято из федеральной казны; 11,4 млрд — из региональных бюджетов; 53,9 млрд — из внебюджетных источников. 

В рамках нацпроекта по инициативе Минэкономразвития созданы центры «Мой бизнес», где можно получить консультации по кредитованию, налогообложению, бухучету, юридическим аспектам, пройти обучение по предпринимательству и открыть свое дело в формате одного окна. Консультации и офисное пространство предоставляются бесплатно. 

Университет «Синергия» является оператором федерального проекта по популяризации предпринимательства и со своей стороны проводит масштабную информационную кампанию. В рамках кампании по всей России пройдут форумы «Мой бизнес», на которых предприниматели расскажут истории своего успеха и дадут советы желающим начать свое дело. Выступят на форумах и представители федеральной и региональной власти, которые расскажут о мерах господдержки малого и среднего бизнеса.  

В Челябинске форум «Мой бизнес» пройдет 9 ноября в дворце спорта «Юность» и соберет более 4 000 участников. Участие в форуме бесплатное. Зарегистрироваться можно на сайте: https://мойбизнес.рф/events/chelyabinsk