Южному Уралу грозит большой пивной кризис

Новая инициатива из Госдумы внесла переполох в ряды пивоваров Челябинской области, которые считают, что отрасль может оказаться на грани краха

Пиво и пивные напитки из недружественных стран могут запретить к ввозу в Россию. С такой инициативой глава думского Комитета по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко обратился к главе правительства Михаилу Мишустину. Причины сугубо политические. Южноуральские пивовары в растерянности.

Новая инициатива из Госдумы внесла переполох в ряды пивоваров Челябинской области, которые считают, что отрасль может оказаться на грани краха
Возможно, любителям пива скоро придется перейти на квас. Фото: Дмитрий Куткин, («Вечерний Челябинск»)

Депутат считает, что введение запрета сильно ударит по экономике Германии, Латвии и Литвы, которые являются лидерами экспорта пива в Россию.

– Пиво — это практически такой же важный экспортный товар для Германии, как яблоки для Польши. Но ввоз яблок мы ограничили, а вот пива пока нет,

– цитируют «Известия» мнение Алексея Диденко.

С политической точки зрения мнение депутата выглядит логично, но Илья Ройтенберг, председатель Союза пивоваров Южного Урала, выразил обеспокоенность последствиями введения такой инициативы:

– Очевидно, что если наша страна введёт запретительные меры против ввоза пива из недружественных стран, то против нас могут ввести симметричные меры. Если отечественным пивоварам перекроют поставки сырья, из которого мы варим пиво, ситуация для нас сложится очень грустно. В иной ситуации, мы – я имею в виду пивоварни, производящие собственное пиво – выиграем у конкурентов, поставляющих бутилированное и баночное пиво в торговые сети, поскольку наша продукция будет разлетаться в считанные минуты. Но это, конечно, будет нечестный выигрыш. В целом, я очень беспокоюсь за поставки качественного сырья.

– А какие-то предпосылки к нарушению поставок уже были?

– До начала СВО мы долгие годы активно использовали сырье известной немецкой солодовни «Weyermann», но там работало много украинцев, поэтому с началом боевых действий эта компания отказалась работать с российским импортёром. К счастью, недалеко в Баварии есть равноценный по качеству производитель «Ireks», который продолжил работать с российскими компаниями и закрыл наши потребности в качественном сырье.

Илья Ройтенберг. Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»)

– А солод из Беларуси может помочь в ситуации запрета?

– К сожалению, нет. Пиво – сложный в производстве напиток, в некоторых сортах буквально пять килограммов качественного солода на тонну может кардинально поменять вкус и ароматику напитка.

– А Китай?

– В Китае и рынок, и технологии производства имеют свою специфику. Они используют не солод, а зерно, кроме того, китайский рынок пива – самый ёмкий в мире с точки зрения потребления, поэтому даже если они и захотят, то не смогут закрыть наши потребности в сырье. Просто не хватит времени сформировать логистические цепочки.

– Речь идёт только о солоде или о хмеле тоже?

– Наши потребности в хмеле тоже могут быть поставлены под угрозу. Конечно, за последние годы мы многому научились, начали использовать премиальные российские солода. Кстати, хочу отметить их высокое качество. Но их слишком мало, чтобы удовлетворить потребности отрасли в сырье.

Один из представителей компании – официального импортёра пива в Челябинскую область сообщил, что новость сейчас очень активно обсуждается в профессиональных кругах.

– Конечно, импортное пиво – это основной источник нашего дохода, поэтому если его запретят к ввозу, то это сильно ударит по нам. С другой стороны, есть отечественные производители, поэтому совсем без пива любители этого напитка не останутся.

Также он дал чуть более оптимистичную оценку ситуации с импортным сырьём, отметив, что известны пивоварни, полностью работающие на отечественных хмелях и солодах и имеющие своего потребителя.

Однако, представитель компании-дистрибьютора импортного пива «Дуббель» Павел Мальков не согласен с коллегой и поддерживает мнение Ильи Ройтенберга:

– Мне сложно понять инициативу неких горячих голов в руководстве страны. Давайте вообще запретим всё импортное – одежду, обувь? Наша промышленность будет готова к этому? Я считаю, что пока мы не научимся выращивать достаточное количество ячменя, изготавливать собственный солод, работать со штаммами дрожжей, рано говорить о каких-то запретительных мерах. Это может крайне негативно сказаться на отрасли. Сейчас долю российского солода в отечественном пивоварении можно оценить на уровне семи процентов.

– Насколько возможно включение механизмов параллельного импорта, если запрет всё-таки будет введён?

– Выполнение запрета на ввоз пива из Европы никто полностью отследить не сможет, поэтому, да, будут ввозить через серые схемы. Торговые сети с участием иностранного капитала вполне могут воспользоваться такой ситуацией.  

– А вообще насколько популярно импортное пиво сейчас?

– Ну, потребление бутилированного пива, в целом, довольно давно снижается. А если мы говорим об импортном продукте, то бутылка пива из недружественных стран уже сейчас стоит больше, чем бутылка водки. Я оцениваю долю потребления такого пива на уровне 0,03 процента от населения среднего российского города-миллионника. Но мы сейчас говорим не о конечном продукте, а о возможных последствиях для пивоваренной отрасли. В результате запрета она может пострадать из-за ответных санкций.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2024

Заголовок в газете: Нам угрожает пивной кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру