«Готового решения пока нет»: Алексей Текслер ознакомился с общественным транспортом в Челябинске

Врио губернатора поручил за две недели подготовить план, как не допустить продажу ЧелябГЭТа с молотка

10.04.2019 в 22:08, просмотров: 678

Сегодняшний вечер врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер посвятил проблемам общественного транспорта. На сегодняшний день ситуация, сложившаяся в отрасли, не удовлетворяет ни пассажиров, ни водителей.

«Готового решения пока нет»: Алексей Текслер ознакомился с общественным транспортом в Челябинске
Александр Павлюченко показывает Алексею Текслеру ремонтную мастерскую в первом трамвайном депо. Фото Олега Каргаполова

Друг за дружкою в депо

Экскурсоводом врио и главы города Владимира Елистратова стал директор директор ООО «Челябинский городской электрический транспорт» Александр Павлюченко. В ожидании высоких гостей он отвечал на вопросы журналистов. А спросить было о чем. Например, почему на наших трамваях невозможно доехать из пункта А в пункт Б, если, конечно, последний не находится по пути в трамвайное депо.

После утреннего часа пик трамваи сходят с маршрута. Водителям выгоднее отсидеться в депо, чем возить пассажиров. Фото Олеси Горюк

Не так давно корреспондент МК-Урал стал свидетелем того, как четыре подряд 17-х и два 22-х трамвая единодушно шли в депо N2. Диспетчер объяснила ситуацию изношенностью подвижного состава, однако дело, как выяснилось, не только в этом.

- С утра выходит 190 трамваев на линию, в межпиковое время все 100 процентов трамваев не нужны, - объяснил Александр Павлюченко. - Пустые трамваи, которые по графику должны заехать в депо, заезжают. Но, конечно, четыре состава подряд – это перебор, примем к сведению. Для составления расписания существуют новые программы, но у нас все это делается вручную.

Из разговоров водителей удалось узнать и другую причину дезорганизованности трамвайного движения: несколько лет назад в счет частичного списания долгов ЧелябГЭТа было продано несколько диспетчерских на конечных остановках. В частности, вместо диспетчерской на улице Чичерина появился МФЦ. Вслед за диспетчерскими с молотка за копейки ушли и рации. Появившаяся вместо диспетчерских СОД (Служба организации дорожного движения) свою функцию по контролю движения выполняет лишь частичного, отчего и возникают постоянные сбои.

«Это прошлый век»

Средний возраст троллейбуса – 24 года, а трамваи и того старше. Львиная доля электротранспорта была закуплена в конце 80-х годов прошлого века. В 2014 году был куплен один трамвай, ласково прозванный «Рыжиком», который сейчас в ремонте. Пока ждали губернатора, водитель одного из трамваев сообщила неофициальную информацию, что, кроме «Рыжика», в 2014-м был куплен и второй трамвай, да еще три в 2016-м, но судьба их неясна.

В своей экскурсии для журналистов и губернатора Александр Павлюченко напирал на то, что ЧелябГЭТу, несмотря на все трудности, удалось сохранить две ремонтных мастерских. В первом трамвайном депо производится ремонт кузова и электрики, во втором – тележек и двигателя. Стоимость капитального ремонта трамвая – 5 миллионов рублей. Практически полностью замененный кузов действительно делает вагон намного более презентабельным. Однако Алексея Текслера такой подход не впечатлил:

- Понятно, что это прошлый век. Трамваи моего детства. Но в детстве было намного лучше.

Банк в помощь

Износ вагонов достиг критической отметки и в настоящий момент составляет 93%. На линию выходит 190 из 304-х трамваев и 140 троллейбусов из 240-ка. Для сравнения: только легальных маршрутных такси 1400. Павлюченко жалуется на недостаточную заполненность вагонов: чтобы хотя бы поддерживать транспорт в том состоянии, в каком он есть, нужно, чтобы в каждом вагоне ехало в среднем 48 пассажиров. А их ездит 40. Для обновления подвижного состава ЧелябГЭТ должен закупить 100 трамваев и столько же троллейбусов, а также отремонтировать инфраструктуру. Конечная цена «электротранспортной революции» немалая – 11 миллиардов рублей даже с учетом федеральной субсидии в 8 миллионов рублей за каждую купленную транспортную единицу.

- Любой банк потребует с нас вернуть эти деньги, - заявил Павлюченко (на субсидию из областного бюджета здесь, похоже, никто не надеется). – Если мы будем перевозить по 68 пассажиров за рейс, вернем за 10 лет, если по 57, то за 15. А у нас отбирают хлеб маршрутчики.

Корреспондент «МК-Урал» поинтересовался, почему получение коммерческого кредита более вероятно, чем субсидии из областного бюджета.

- Вопрос, брать кредит или дотацию из муниципального бюджета, может быть решен лишь после того, как мы определимся с моделью управления общественным транспортом в Челябинске, - объяснил Павлюченко. - Или мы останемся муниципальным предприятием, или будет назначен единый оператор на автобусы и концессионер на городской электротранспорт. Решение за органами местного самоуправления.

Разговор с водителем

После этого врио губернатора удалился на совещание с руководством ЧелябГЭТ. В это время к журналистам подошел водитель трамвая Виталий Лешуков.

- Хочу, чтобы вы написали о наших низких зарплатах, - сходу заявил молодой человек. – В феврале я отдыхал только четыре дня, работал по 7, 8, 12 часов. Получил 22 тысячи. Как на это прожить? Люди, работающие вообще без выходных, получают 25-27 тысяч.

- Виталий, вы недавно пришли на предприятие, у вас низкий класс, - урезонивала водителя пресс-секретарь ЧелябГЭТа Екатерина Непогодина. – Повысьте квалификацию, и будете получать больше. А вам, молодым, надо все и сразу.

Лешукову даже напомнили, что водитель трамвая вообще-то женская (женская, Карл!) профессия. А для того, чтобы повысить квалификацию с третьего класса до первого, надо подождать 10 лет. И то зарплата повысится ненамного – пара-тройка тысяч. Стоимость трудочаса на сегодняшний день составляет 60 рублей. Я осторожно поинтересовалась у Виталия, учитывается ли при этом количество совершенных рейсов. Оказывается, нет. Вот и секрет четырех подряд составов, идущих в депо: работающим без выходных водителям, естественно, целесообразнее простаивать, чем выходить на маршрут.

- Купят ради показухи новые вагоны, и через год езды по нашим убитым рельсам они все придут в негодность, - продолжает рубить правду-матку Лешуков. – Изношены почти все стрелки и крестовины.

«Готового решения пока нет»

Алексей Текслер вел диалог с представителями МУПа больше двух часов, после чего вышел к журналистам.

- Сегодня мы имеем крайне низкий уровень развития общественного транспорта в городе-миллионнике с мобильной агломерацией, - констатировал врио. – Я устроил перекрестный допрос коллегам. Спрашивал, где мы находимся, почему так случилось и какие есть предложения. ЧелябГЭТ до сих пор убыточен. Долгов накопилось 1 миллиард 800 миллионов рублей. Если мы хотим что-то развивать, надо погасить долги, иначе все может быть продано с молотка. Предприятие сейчас находится в банкротном состоянии и скоро будут торги. Ситуация еще более плачевна, чем внешний вид.

Журналисты поинтересовались, не выделит ли врио субсидию для погашения долгов из областного бюджета.

- Я дал поручение городу вместе с заместителем в администрации области написать развернутую справку и в течение двух недель подготовить конкретные предложения. Вариант «мы за 20 лет наломали дров, а вы примите решение» мне не очень понравился. В основном это долги бюджетам – пенсионному фонду. Эти долги при любых решениях упадут регрессом на бюджет города.

Итогом совещания стало поручение чиновникам из городской и областной администрации проработать план «спасения утопающих». Попутно выяснилось, что субсидии на электротранспорт по федеральной программе «Чистый воздух» писаны вилами на воде и пока никак не подтверждены документально.

Текслера спросили, не собирается ли он изгонять маршрутки из центра Челябинска. Оказалось, для обсуждения этого вопроса врио даже пригласил руководителя УФАС Анну Козлову. Та поведала собравшимся, что услуга пассажироперевозок должна оставаться конкурентной. Частники могут работать, но они должны быть максимально цивилизованными.

- Самое важное: уже в этом году на улицах города должна появиться новая техника, такую задачу я поставил и возьму на личный контроль, - сказал на прощание Алексей Текслер. – Минимальная цифра 65 единиц, но я считаю, что нужно закупить больше.